|  | | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 по предмету «Геометрия»
 
 для 9 класса
 
 на 2015 - 2016 учебный год
 
 Составитель: учитель математики, Кощеев М.М.,
 
 
 с. Погорелка 2015г.
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
 курса «Геометрии»
 
 9 класс (по учебнику : Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9кл»)
 
 Пояснительная записка
 Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Москва. Просвещение.2010/, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
 
 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
 
 Рабочая программа выполняет две основные функции:
 
 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
 
 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
 
 Преподавание ведется по учебнику
 
 Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
 
 Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
 
 -Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2011г.
 
 -Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Москва. Просвещение.2011г.
 
 -С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2007
 
 Дополнительная литература:
 
   Н.Ф Гаврилов Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 9 класс. Москва. «ВАКО». 2012
 
Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия. 7-9 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2008
 
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Математика. Устные проверочные и зачётные работы. Устная геометрия. 7-9 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2005
 
 Изучение геометрии в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 
  развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и её производных, в будущей профессиональной деятельности;
 
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
 
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
 
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.
 
 Место предмета в федеральном базисном учебном плане
 
 Согласно учебному плану (34 учебных недель), рабочая программа предусматривает обучение в объеме 68 часов (2часа в неделю).
 
 В том числе для проведения:
 
 - контрольных работ – 6 учебных часов;
 
 Текущий контроль осуществляется в виде: самостоятельных работ (11), письменных тестов (12), математических диктантов (6), фронтальных работ (11), индивидуальной работы (17), устных и письменных опросов по теме урока.
 
 Вводную диагностику, промежуточные контрольные работы и итоговую диагностику предполагается проводить в виде разноуровневых тестовых заданий.
 
 С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже.
 
 Планируется использование следующих педагогических технологий:
 - технологии полного усвоения;
 
 - технологии обучения на основе схематичных моделей;
 
 - технологии обучения на основе решения задач;
 
 - технология проблемно-развивающего обучения;
 
 - технология уровневой дифференциации обучения.
 
 Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие, повышения качества знаний используются современные инновационные технологии такие, как:
 
 - технологии проектов;
 
 - технологии обучения с использованием ИКТ;
 
 - здоровье-сберегающие технологии;
 
 - технологии сотрудничества;
 
 - игровые технологии.
 
 В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
 
 Учебный процесс неразрывно связан с математикой, физикой, с последующей практической реализации на уроках информатики. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления в формировании понятия доказательства.
 Требования к уровню подготовки
 
 В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
 
 знать/понимать:
 
  значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
 
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
 
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
 
примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
 
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
 
историю возникновения и развития геометрии;
 
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
 
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
 
следующие понятия: вектор, сумма и разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, синус, косинус, тангенс, котангенс, теорема синусов и косинусов, решение треугольников, соотношение между сторонами и углами треугольника, определение многоугольника, формулы длины окружности и площади круга, свойства вписанной и описанной окружности около правильного многоугольника, понятие движения на плоскости, симметрия, параллельный перенос, поворот.
 
Знать основные виды движения и уметь применять при решении задач. -Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.
 
 
 Владеть:
 
 компетенциями: учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной,
 
 коммуникативной, информационной, социально-трудовой, математической- подразумевающей, что учащиеся умеют использовать математические знания, арифметический, алгебраический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни, грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке, пользоваться математическими формулами, применять функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах.
 
 Уметь:
 
  распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
 
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
 
соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
 
различать взаимное расположение геометрических фигур;
 
осуществлять преобразование геометрических фигур;
 
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
 
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
 
изображать основные многогранники и круглые тела;
 
выполнять чертежи по условиям задач;
 
распознавать на чертежах и моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
 
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
 
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
 
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
 
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
 
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
 
решать планиметрические и простейшие стереометрических задач на нахождение геометрических величин;
 
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
 
проводить доказательные рассуждение в ходе решения задач;
 
освоить определенный набор приемов решения геометрических задач и уметь применять их в задачах на вычисление, доказательств, построение;
 
пользоваться общими методами геометрии (преобразований, векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач.
 
Вычислять значения геометрических величин( длин, углов, площадей, объемов в том числе для углов от 0 до 180º определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной и них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломанных, дуг окружности, площадей основных тригонометрических фигур и фигур составленных из них.
 
Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
 
Уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
 
-Уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
 
-Уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
 
- Уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
 
 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
 
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
 
описание реальных событий на языке геометрии;
 
построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
 
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
 
при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;
 
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
 
при построении геометрическими инструментами
 
 
 Объем освоения разделов тем геометрии 9 класса
 
 1. «Векторы»
 
 Знать: определение вектора, определение коллинеарных векторов, законы сложения и умножения векторов
 
 Уметь: изображать вектора и выполнять действия над ними
 
 2. «Метод координат»
 
 Знать: формулы нахождения длины и середины отрезка, уравнения прямой и окружности
 
 Уметь: применять формулы для решения задач.
 
 3. «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
 
 Знать: теорему о площади треугольника, теорему синусов и теорему косинусов
 Уметь: уметь применять данные теоремы для решения треугольников, находить недостающие элементы треугольника.
 
 4. «Длина окружности и площадь круга»
 
 Знать: определение правильного многоугольника, формулы для вычисления стороны и периметра многоугольника, формулы длины окружности и площади круга
 
 Уметь: строить правильный многоугольник и применять формулы для решения задач.
 
 5. Движение»
 
 Знать: Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
 
 Уметь: строить образы движения.
 
 
 Учебно-тематический план
 
 
            | № п/п
 
 | Тема
 
 | Количество
 
 часов
 
 | В том числе
 
 |   | С/р.
 
 | М/д.
 
 | Тест.
 
 | Инд./д.
 
 | Фронт. раб
 
 | К/р.
 
 |   | 1.
 
 | Вводное повторение
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 2.
 
 | Векторы
 
 | 12
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Понятие вектора
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Сложение и вычитание векторов
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Решение задач
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 |   | 2.
 
 | Метод координат
 
 | 10
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Координаты вектора
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Простейшие задачи в координатах
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Уравнения окружности и прямой
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Решение задач
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 |   | 3.
 
 | Соотношения между сторонами и углами треугольника
 
 | 14
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Синус, косинус и тангенс угла
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Соотношение между сторонами и углами треугольника
 
 | 6
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Скалярное произведение векторов
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Решение задач
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 |   | 4.
 
 | Длина окружности и площадь круга
 
 | 12
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Правильные многоугольники
 
 | 4
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Длина окружности и площадь круга
 
 | 5
 
 | 2
 
 | 1
 
 | 2
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Решение задач
 
 | 2
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 |   | 5.
 
 | Движение
 
 | 10
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Понятие движения
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 3
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Параллельный перенос
 
 | 3
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Решение задач
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 |   | 
 
 
 | Об аксиомах планиметрии
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Повторение. Решение задач
 
 | 6
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 7
 
 | Повторение
 
 | 7
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Контрольная работа
 
 | 1
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 |   | 
 
 
 | Итого:
 
 | 68
 
 | 11
 
 | 6
 
 | 12
 
 | 17
 
 | 11
 
 | 6
 
 |  | 
 |  |