|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Геометрия»
для 9 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: учитель математики, Кощеев М.М.,
с. Погорелка 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Геометрии»
9 класс (по учебнику : Л.С.Атанасян «Геометрия 7-9кл»)
Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Москва. Просвещение.2010/, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Преподавание ведется по учебнику
Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
-Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2011г.
-Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Москва. Просвещение.2011г.
-С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 7-9 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2007
Дополнительная литература:
Н.Ф Гаврилов Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 9 класс. Москва. «ВАКО». 2012
Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия. 7-9 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2008
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Математика. Устные проверочные и зачётные работы. Устная геометрия. 7-9 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2005
Изучение геометрии в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и её производных, в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно учебному плану (34 учебных недель), рабочая программа предусматривает обучение в объеме 68 часов (2часа в неделю).
В том числе для проведения:
- контрольных работ – 6 учебных часов;
Текущий контроль осуществляется в виде: самостоятельных работ (11), письменных тестов (12), математических диктантов (6), фронтальных работ (11), индивидуальной работы (17), устных и письменных опросов по теме урока.
Вводную диагностику, промежуточные контрольные работы и итоговую диагностику предполагается проводить в виде разноуровневых тестовых заданий.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже.
Планируется использование следующих педагогических технологий: - технологии полного усвоения;
- технологии обучения на основе схематичных моделей;
- технологии обучения на основе решения задач;
- технология проблемно-развивающего обучения;
- технология уровневой дифференциации обучения.
Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие, повышения качества знаний используются современные инновационные технологии такие, как:
- технологии проектов;
- технологии обучения с использованием ИКТ;
- здоровье-сберегающие технологии;
- технологии сотрудничества;
- игровые технологии.
В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Учебный процесс неразрывно связан с математикой, физикой, с последующей практической реализации на уроках информатики. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления в формировании понятия доказательства. Требования к уровню подготовки
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
следующие понятия: вектор, сумма и разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, синус, косинус, тангенс, котангенс, теорема синусов и косинусов, решение треугольников, соотношение между сторонами и углами треугольника, определение многоугольника, формулы длины окружности и площади круга, свойства вписанной и описанной окружности около правильного многоугольника, понятие движения на плоскости, симметрия, параллельный перенос, поворот.
Знать основные виды движения и уметь применять при решении задач. -Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.
Владеть:
компетенциями: учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной,
коммуникативной, информационной, социально-трудовой, математической- подразумевающей, что учащиеся умеют использовать математические знания, арифметический, алгебраический аппарат для описания и решения проблем реальной жизни, грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом языке, пользоваться математическими формулами, применять функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах.
Уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
различать взаимное расположение геометрических фигур;
осуществлять преобразование геометрических фигур;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела;
выполнять чертежи по условиям задач;
распознавать на чертежах и моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрических задач на нахождение геометрических величин;
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждение в ходе решения задач;
освоить определенный набор приемов решения геометрических задач и уметь применять их в задачах на вычисление, доказательств, построение;
пользоваться общими методами геометрии (преобразований, векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач.
Вычислять значения геометрических величин( длин, углов, площадей, объемов в том числе для углов от 0 до 180º определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной и них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломанных, дуг окружности, площадей основных тригонометрических фигур и фигур составленных из них.
Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
-Уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
-Уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
- Уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
описание реальных событий на языке геометрии;
построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;
при построении геометрическими инструментами
Объем освоения разделов тем геометрии 9 класса
1. «Векторы»
Знать: определение вектора, определение коллинеарных векторов, законы сложения и умножения векторов
Уметь: изображать вектора и выполнять действия над ними
2. «Метод координат»
Знать: формулы нахождения длины и середины отрезка, уравнения прямой и окружности
Уметь: применять формулы для решения задач.
3. «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Знать: теорему о площади треугольника, теорему синусов и теорему косинусов Уметь: уметь применять данные теоремы для решения треугольников, находить недостающие элементы треугольника.
4. «Длина окружности и площадь круга»
Знать: определение правильного многоугольника, формулы для вычисления стороны и периметра многоугольника, формулы длины окружности и площади круга
Уметь: строить правильный многоугольник и применять формулы для решения задач.
5. Движение»
Знать: Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.
Уметь: строить образы движения.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема
| Количество
часов
| В том числе
| С/р.
| М/д.
| Тест.
| Инд./д.
| Фронт. раб
| К/р.
| 1.
| Вводное повторение
| 2
|
|
| 1
|
|
|
| 2.
| Векторы
| 12
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие вектора
| 2
|
|
|
| 1
|
|
|
| Сложение и вычитание векторов
| 4
| 1
|
|
| 1
| 1
|
|
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
| 4
| 1
|
|
| 1
| 1
|
|
| Решение задач
| 1
|
|
| 1
| 1
|
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 2.
| Метод координат
| 10
|
|
|
|
|
|
|
| Координаты вектора
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| Простейшие задачи в координатах
| 3
| 1
|
|
| 1
|
|
|
| Уравнения окружности и прямой
| 3
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| Решение задач
| 1
| 1
| 1
| 1
| 1
|
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 3.
| Соотношения между сторонами и углами треугольника
| 14
|
|
|
|
|
|
|
| Синус, косинус и тангенс угла
| 3
| 1
|
| 1
| 1
|
|
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 6
|
|
| 1
| 3
| 1
|
|
| Скалярное произведение векторов
| 3
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| Решение задач
| 1
|
| 1
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 4.
| Длина окружности и площадь круга
| 12
|
|
|
|
|
|
|
| Правильные многоугольники
| 4
| 1
| 1
|
| 2
| 1
|
|
| Длина окружности и площадь круга
| 5
| 2
| 1
| 2
| 1
|
|
|
| Решение задач
| 2
|
|
| 1
|
|
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 5.
| Движение
| 10
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие движения
| 3
| 1
|
|
| 1
| 3
|
|
| Параллельный перенос
| 3
| 1
|
|
| 1
|
|
|
| Решение задач
| 3
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| 1
|
| Об аксиомах планиметрии
| 1
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение. Решение задач
| 6
|
|
| 1
|
| 1
|
| 7
| Повторение
| 7
|
| 1
| 1
|
| 2
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
| 1
|
| Итого:
| 68
| 11
| 6
| 12
| 17
| 11
| 6
| |
|
|