|
Рабочая программа по химии 8 класс (2 часа в неделю, 72 часа за год) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Белоярская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Завучем по УВР
завуч
__________ /Н.В. Украинцева/ Утверждено
Директором школы
директор:
__________ /Т.В. Лопатина/
Рабочая программа
по химии
образовательная область: естествознание восьмой класс
(вторая ступень образования) учитель: ЕГОРОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА 2013-2014 учебный год Рабочая программа по химии
8 класс
(2 часа в неделю, 72 часа за год) Пояснительная записка Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010 – 80с.» (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2010. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Белоярская СОШ программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю (72 часа, 36 учебных недель).
Количество контрольных работ за год – 5
Количество практических работ за год –7
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; перечень практических работ; перечень контрольных работ; перечень лабораторных опытов; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение; средства обучения; критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия: Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 8 класс
Цели:
освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Привитие ученикам навыков самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, с электронными ресурсами.
Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
В процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
Задачи развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
эстетических эмоций;
положительного отношения к учебе;
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия», 8 класс:
Учащиеся должны знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.
Должны уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
.
Контингент и уровень подготовки учащихся на начало обучения по данной программе.
Учащиеся класса базового уровня в основном не проявляют склонности и способностей к изучению технических дисциплин. Задания для учащихся предлагаются в основном репродуктивного характера. Курс химии в данных классах направлен, прежде всего, на раскрытие роли химии как части общей культуры человека, на обеспечение учащихся-гуманитариев необходимым запасом химических знаний, позволяющим ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).
В рабочей программе курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Учет межпредметных связей в преподавании неорганической химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым .и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между химией и другими курсами. Курс неорганической химии 8 класса опирается в большей степени на знание курса алгебры, физики, биологии, частично истории и географии. Перечисленные науки дают для химии следующие понятия:
Алгебра:
Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Составление формул соединений по валентности; вычисления по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества; определение массовой доли растворенного вещества). Изучение данных тем предполагает наличие математических знаний у учащихся.
Физика:
Предмет химии. Вещества и их свойства.
Закон Авогадро.
Закон сохранения массы веществ.
Физические свойства веществ, агрегатное состояние изучаются в темах: «Основные классы неорганических соединений»; «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе»; «Воздух и его состав»; «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе»; «Вода -растворитель».
Тепловой эффект химических реакций (эндо- и экзотермические реакции).
Физические явления.
Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение.
Строение атома.
Кристаллические решетки.
Биология:
Физические и химические явления.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Круговорот кислорода в природе.
Вода. Растворы.
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
География:
Чистые вещества и смеси. Круговорот воды в природе. Чистые вещества и смеси.
История:
Вклад ученых разных стран в становление химии как науки. Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос. Годовой календарный график контроля по химии
на 2013-2014 учебный год
8 класс
№
| Тема курса
| Кол-во часов
| Сроки изучения
| Конт-рольная работа
| Дата
| Практи-ческая
работа
| Дата
| 1.
| Введение.
| 9
|
|
|
| П.р. № 1
П.р. №2
|
| 2.
| Атомы химических элементов.
| 10
|
| К.р. № 1
|
|
|
| 3.
| Простые вещества.
| 7
|
| К.р. № 2
|
|
|
| 4.
| Соединения химических элементов.
| 14
|
| К.р. № 3
|
| П.р. № 3 П.р. № 4
|
| 5.
| Изменения, происходящие с веществами.
| 12
|
| К.р. № 4
|
| П.р. № 5
|
| 6.
| Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
| 20
|
| К.р. № 5
|
| П.р. № 6 П.р. № 7
|
|
| Всего
| 72
|
| 5
|
| 7
|
|
Тематическое планирование по химии 8 класс
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
УМК О.С. Габриеляна.
-
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Из них
| Практические работы
| Конт-рольные работы
| 1.
| Введение
| 9
| №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
№2. Наблюдение за горящей свечой.
|
| 2.
| Атомы химических элементов
| 10
|
| К.р. №1
| 3.
| Простые вещества
| 7
|
| К.р. №2
| 4.
| Соединение химических элементов
| 14
| №3. Анализ почвы и воды.
№4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
| К.р. №3
| 5.
| Изменения, происходящие с веществами.
| 12
| №5. Признаки химических реакций.
| К.р. №4
| 6.
| Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
| 20
| №6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№7. Решение экспериментальных задач
6 л/р
| К.р. №5
|
| Всего
| 72
| 7 практических работ
| 5
| |
|
|