Главная страница

Рабочая программа по курсу «Геометрии для 10-11классов»



НазваниеРабочая программа по курсу «Геометрии для 10-11классов»
страница9/11
Дата11.04.2016
Размер1.62 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тематический контроль:

  • 1. Контрольная работа

  • 2. Зачет

  • Дидактический материал взят из материалов составленных к учебному комплекту Л.С. Атанасяна (М.: просвещение) из Поурочных разработок по геометрии В.Я.Яровенко М.: ВАКО,2012.-336с. ( В помощь школьному учителю).

Текущий контроль:

  • Самостоятельные работы

  • В каждый вариант самостоятельной работы включены задания трех уровней: базовый и повышенный.

  • Математический диктант

  • Тест

  • Дидактический материал взят из материалов составленных к учебному комплекту Л.С. Атанасяна (М.: просвещение) из Поурочных разработок по геометрии В.Я.Яровенко М.: ВАКО,2012.-336с. ( В помощь школьному учителю).


7. Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).

Планируется использование следующих педагогических технологий:
- технологии полного усвоения;

- технологии обучения на основе схематичных моделей;

- технологии обучения на основе решения задач;

- технологии проблемного обучения;

- технологии проектов;

- технология исследовательской деятельности

- технологии обучения с использованием ИКТ.

В течении года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Преподавание ведется по учебнику

Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

- Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение.2011г.

- Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва. Просвещение.2007

- Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. Москва. Просвещение.2011г.

- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя. Москва. Просвещение.2007

- В.А. Яровенко Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный

подход, 10 класс. Москва. «ВАКО». 2009

- В.А. Яровенко Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный

подход, 11 класс. Москва. «ВАКО». 2012

- Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия. 10-11

классы. Москва. ИЛЕКСА. 2008

- А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Математика. Устные проверочные и

зачётные работы. Устная геометрия. 10-11 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2005
Дополнительная литература для учителя:

1. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования / министерство образования и науки Российской Федерации.- Москва, 2005г.-44с.

Для учителя:

2. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Методические рекомендации.-2-е издание ,доп. /ИПКиПРО Курганской иобласти.-Курган , 2005,-42с.

3. Бобкова Л.Г.,Курапова Н.Д., Власова С.П., Проектирование рабочей программы по математике / ИПКиПРОт Курганской области.- Курган, 2006г.-34с

Для ученика:

9. Бобровская А.В. Практикум по стереометрии. Пособие для учащихся . изд.4, дополненное и переработанное 2006г.-52с.

10. Дудницин Ю.П. Контрольные работы по геометрии М.: Экзамен 2009г.

11. Математика . подготовка к ЕГЭ-2010г: учебно-тренировочные тесты/ под ред. Ф.Ф.Лысенко С.Ю. Кулабухово- Ростов н/Д.:Легион, 2010г.

2. Дополнительная литература для учащихся:

1. Дорофеев Г.В. Математика 11 класс: сборник заданий для проведенияписьменного экзамена за курс средней школы/ Г.В. Дорофеев , Г.К. Муравин, Е.А. Седова. –М: Дрофа, 2008г.

2. Зив Б.Г. Задачи по геометрии: пособие для учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений. М-.: Просвещение, 2003г.

3. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

СД «Математика. 5-11 класс. Практикум»

4. Цифровые образовательные ресурсы(ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

1. Информационно-поисковая система самообразования- Режим доступа http://uztest.ru

2. Информационно-поисковая система Задачи – Режим доступа –https://zadachi.mccme.ru

3. Математика для поступающих в вузы. – Режим доступа https://www/matematika.agava.ru

4. "Сеть творческих учителей" www.it-n.ru.

5. Интерактивное обучение на уроках математики [Электронный ресурс]. http://pedsovet.org/component/option.

- Данный УМК является продолжением УМК по геометрии для основной школы, который, включает в себя:

- Учебник для 7 класса.

- Учебник для 8 класса.

- Учебник для 9 класса.

- Методическое пособие к учебникам 7–9 классов.

- Тематическое планирование по геометрии для 7–9 классов.

В учебниках важно не только изложение содержания, но и форма его организации. Именно форма организации учебного материала определяет на каждом этапе обучения характер (форму) познавательной деятельности учащихся. В педагогической науке издавна рассматриваются три формы познавательной деятельности учащихся:

- материальная (применительно к обучению геометрии это моделирование и конструирование геометрической наглядности, выполнение рисунков и чертежей, выполнение геометрических построений);

- умственная (мышление, в том числе образное — формирование

пространственных представлений и пространственное

воображение);

- речевая (устная и письменная речь, словесное оформление рассуждений и доказательств). Известно, что максимальный эффект в усвоении знаний достигается

в том случае, когда все названные виды деятельности актуализированы и включены в процесс обучения в органической взаимосвязи друг с другом.

предлагаемых учебниках геометрии при изложении каждого конкретного вопроса автор пытается найти разумное сочетание применения различных форм познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями подростков. Это достигается специальными подходами в изложении конкретного материала и разнообразной системой вопросов (в том числе для фронтальной работы с классом в процессе их коллективного

обсуждения) и упражнений, предназначенных для глубокого понимания учебного материала, его углубления, закрепления, повторения, самопроверки усвоения. Предлагаемые учебники представляют собой органическое объединение теоретического материала с системой упражнений, развивающей теорию, иллюстрирующей ее применение, обеспечивающей усвоение методов применения теории к решению

задач, формирование необходимых умений и навыков, закрепление, проверку и самопроверку усвоения знаний и умений. Практическая часть учебников состоит из следующих видов упражнений:

Задания, предлагаемые учащимся к выполнению в процессе объяснения (или самостоятельного изучения) теоретического материала. Целевая установка этих заданий различна: подготовка на частном примере к усвоению доказательства в общем виде, непосредственное применение теории, акцент на особенности ее применения и др. Во всех случаях главная педагогическая цель — вовлечение учащихся в процесс активного изучения теории, лишение их возможности оставаться пассивными слушателями или наблюдателями рассуждений и действий учителя.

Вопросы и задачи по материалу параграфа.

Вопросы и задачи по материалу главы. Имеющиеся в последних двух разделах вопросы позволяют, как правило, в устной форме проверить насколько верно учащиеся поняли объяснение учителя. Они могут быть использованы для организации фронтальной работы в классе.

Задания для самопроверки.

Повторение, вопросы и задачи повторительного характера по материалу класса. Особо следует сказать о наличии в учебнике вопросов и задач, специально направленных на обогащение пространственных представлений учащихся и развитие их пространственного

воображения.

Основные научно-методические особенности рассматриваемого учебника, как и предшествующих ему учебников для 7, 8, 9 классов, проистекают из попытки автора найти разумный компромисс между традиционным курсом школьной стереометрии, обеспечивающим приемлемый уровень геометрического развития учащихся, достаточный для продолжения образования и успешного функционирования в производственно-технической сфере, и мировыми тенденциями модернизации этого курса.

1) Не являясь предметом специального или самостоятельного изучения, в учебнике представлены эффективные идеи и методы, широко применяемые в математике. Назовем некоторые из них:

- построение курса школьной геометрии на четкой и легко обозримой логической основе;

- ознакомление учащихся с эффективными методами доказательства теорем и решения геометрических задач — методом геометрических преобразований в пространстве

(движением, подобием), векторным, координатным, векторно-координатным методами;

- ознакомление учащихся с применением элементов тригонометрии к решению задач;

2) Курс стереометрии, как, впрочем, и планиметрии, построен на основе теоретико-множественных представлений. В нем применяется ограниченный круг теоретико-множественных понятий и символов, достаточный для описания геометрических понятий и отношений на теоретико-множественном языке — языке современной математики.

С развитием теории множеств все прежние геометрические идеи были сформулированы по-новому, с большей строгостью и большей общностью. Например, теперь в геометрии

геометрические фигуры (ломаные, кривые, плоские и пространственные) определяются таким образом, что исключаются обращения к интуиции, к привычному ранее представлению о пространстве.

3) Построение школьного курса стереометрии на легко обозримой аксиоматической системе. Аксиомы стереометрии надстраиваются над системой аксиом планиметрии, образуя, таким образом, аксиоматику курса стереометрии. Полная аксиоматика школьного курса стереометрии приведена в справочном разделе учебника.

4) В курсе стереометрии рассматриваются геометрические преобразования (движение, гомотетия, подобие), которые применяются к доказательству теорем и решению задач.

В учебнике стереометрии после изучения движений вводится общее понятие симметрии геометрической фигуры, перечисляются элементы симметрии куба и правильного тетраэдра.

Геометрические преобразования несконцентрированы в одной теме, а вводятся постепенно по мере накопления достаточного числа геометрических фактов для их

введения, на подходе к изложению такого геометрического материала, где преобразования можно эффективно применять. В рассматриваемом учебнике постепенно вводятся следующие преобразования пространства: центральная симметрия, параллельный

перенос, симметрия относительно плоскости, симметрия относительно оси, поворот (вращение), гомотетия (подобие). В учебнике после изучения движений вводится общее

понятие симметрии геометрической фигуры, перечисляются элементы симметрии куба и правильного тетраэдра.

5) Широкое применение в курсе находит векторно-координатный метод.

Координатный метод на плоскости и его применение к решению задач алгебры и планиметрии учащиеся изучают в курсах математики основной школы. В курсе стереометрии изучение координатного метода продолжается. В учебнике координатный

метод в пространстве сразу же теснейшим образом связывается с векторным методом, таким образом, учащиеся сразу же приобщаются к применению в геометрии координатно-векторного метода. Вводится система координат в пространстве, координаты точки и вектора, излагаются операции над векторами в координатной форме (сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, скалярное произведение векторов), координатные формулы длины вектора, угла между двумя векторами, расстояния между двумя точками, выводятся уравнения плоскости и сферы. Векторно-координатный метод применяется к достаточно широкому кругу геометрических задач.

6) Сохранено классическое для курса геометрии применение в нем элементов тригонометрии. Элементы тригонометрии традиционно присутствуют в курсе планиметрии и широко применяются к задачам планиметрии и стереометрии. Теоретическая часть этого материала сосредоточена в теме 9 класса «Тригонометрические функции. Решение треугольников». Тема содержит определения тригонометрических

функций, их изменение на промежутке от 0 до p (т. е. в пределах значений угловых величин выпуклых многоугольников), вывод некоторых из основных тригонометрических

тождеств, изучение соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника, применение в теоремах косинусов и синусов. Несмотря на ограниченность набора этих сведений, они находят довольно широкое применение как в курсе планиметрии, так и в курсе стереометрии во всех задачах, где нередко приходится находить элементы треугольников. В курсе стереометрии применение тригонометрии к

геометрическим задачам дополняется возможностью преобразований тригонометрических выражений.

7) Обсуждаемый учебник стереометрии, как и учебники планиметрии, представляет учителю широкие возможности по обогащению учащихся пространственными представлениями и развитию их пространственного воображения. Такие возможности методически реализуются следующим образом:

- изложение теории по возможности обращается к жизненному опыту учащихся, их пространственным представлениям, сформированным в курсе планиметрии, где в достаточной степени была реализована идея фузионизма;

- перед проведением логического доказательства моделируется пространственная ситуация, учителю рекомендуется вначале демонстрировать соответствующую модель, добиваясь ее четкого понимания учащимися;

- в учебнике имеется специальная система упражнений, направленная на обогащение пространственных представлений учащихся, развитие их пространственного воображения;

- важная роль в достижении обсуждаемой проблемы принадлежит изучению параллельного проектирования на плоскость, построениям и изображениям плоских и пространственных фигур и их сечений, решению задач, в которых учащимся приходится рассматривать и изображать сочетания геометрических фигур;

- достижению обсуждаемой цели эффективно способствует систематическое применение геометрических преобразований (движения, гомотетии, подобия) к доказательству

теорем и решению задач.

8) Учебник стереометрии, как и учебники планиметрии, представляет собой органическое объединение теоретического материала с системой упражнений, развивающей теорию,

иллюстрирующей ее применение, обеспечивающей усвоение методов применения теории к решению задач, формирование необходимых умений и навыков, закрепление, проверку и самопроверку усвоения знаний и умений. Практическая часть учебника состоит из следующих видов упражнений:

- задания, предлагаемые учащимся к выполнению в процессе объяснения (или самостоятельного изучения) теоретического материала. Целевая установка этих заданий

различна: подготовка на частном примере к усвоению доказательства в общем виде, непосредственное применение теории, акцент на особенности ее применения и др. Во всех

случаях главная педагогическая цель — вовлечение учащихся в процесс активного изучения теории, недопущение возможности оставаться им пассивными слушателями.

- вопросы и задачи по материалу параграфа;

- вопросы и задачи по материалу главы;

- имеющиеся в последних двух разделах каждой главы вопросы позволяют, как правило, в устной форме проверить, насколько верно учащиеся поняли объяснение учителя; эти вопросы могут быть использованы для организации фронтальной работы в классе;

- задания для самопроверки;

- вопросы и задачи повторительного характера по материалу класса.
Материально-техническое обеспечение
1.Таблицы по геометрии: Многогранники

  • Призма

  • Прямая призма

  • Пирамида

  • Правильная пирамида

  • Правильная усечённая пирамида

Тела вращения

  • Цилиндр

  • Конус

  • Усечённый конус

  • Площадь сферы

  • Объём шара

2.Чертёжные инструменты

  • Циркуль

  • Треугольник

  • Линейка

  • Транспортир

3.Наборы геометрических тел

4. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
В соответствии с требованиями ФГОС для реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривается обеспечение образовательного учреждения современной информационно-образовательной

средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Состав электронного приложения:

- Электронная форма учебников — гипертекстовые аналоги учебников на автономном носителе с подборкой ссылок на электронные образовательные ресурсы к темам учебников на сайте www.fcior.edu.ru с возможностью использования

на автономном носителе.

- Пособие по подготовке к ЕГЭ с компакт-диском (электронной интерактивной средой для самостоятельных тренингов и самоконтроля).

- Учебное практическое пособие (элективный курс межпредметного содержания)

Электронное методическое приложение:

- сайт Института продуктивного обучения для поддержки педагогов математики www.bashmakov.su,

- сетевые авторские мастерские в форме сайтов в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей (https://metodist.lbz.ru/authors/matematika/4/ и https:// metodist.lbz.ru/authors/matematika/2/). Для участия в форуме и просмотра видеолекций необходимо зарегистрироваться на сайте.
Электронные учебные модули на сайте Федерального центра информационных

образовательных ресурсов

На сайте Федерального центра информационно-оборазовательных технологий (https://fcior.edu.ru) имеются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые можно использовать для преподавания по УМК «Математика» для 10 – 11 классов. Они расположены в разделе каталога «Основное общее образование» при выборе предмета «Математика». Ресурсы представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Для их воспроизведения необходимо загрузить ОМС-плеер на этом же сайте. Минимальной структурной единицей является тематический элемент.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

- модуль получения информации (И-тип);

- модуль практических занятий (П-тип);

- модуль контроля (К-тип).

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме.

Порядок работы с порталом Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Портал федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит ресурсы, разработанные специально для поддержки освоения учебных предметов школьниками, и другими категориями учащимися как в ходе

учебного процесса, так и самостоятельно для расширения кругозора и углубления знаний.

Портал обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов и предоставление свободного доступа к ним учеников и учителей. Ресурсы портала представляют собой законченные электронные учебные модули трёх типов: информационные, практические и контрольные. К одному тематическому элементу может существовать несколько модулей данного типа.

Информационные модули содержат дополнительную (углублённое изучение) или конкретизирующую (детализированное представление) информацию по конкретным темам изучения учебных предметов. В каталогах портала они обозначены буквой И.

Практические модули, кроме информационного компонента, содержат вопросы и задания, связанные с практическим применением получаемых знаний. В каталогах портала они обозначены буквой П.

Контрольные модули представляют собой наборы тестовых заданий, которые можно использовать для самопроверки усвоения темы. В каталогах портала они обозначены буквой К. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определённой учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

Портал предлагает два варианта ОМС-плеера — для Windows и Linux. Для установки плеера на компьютер нужно скачать и запустить соответствующий установочный файл непосредственно

с главной страницы портала (https://fcior.edu.ru,

рис.1).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11