|
Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования слова, синтаксических конструкций, текста.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | 141
| 2
| 18.04
|
| Р.р. Наш помощник – толковый словарь.
| Знать назначение, структуру, содержание словарной статьи толкового словаря.
Уметь работать с толковым словарём для определения и уточ¬нения лексического значения слова, его стилистической принадлежности.
| Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учётом решаемых задач.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.
| 142
| 3
| 19.04
|
| Однозначные и многозначные слова.
| Знать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, как строится в словаре статья, дающая информацию о многозначности слова.
Уметь выбирать значение многозначного слова, соот-ветствующее речевой ситуа-ции, употреблять слова с учётом их лексического зна-чения.
| Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма при консультативной помощи учителя.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
| 143-
144
| 4 5
| 20.04 21.04
|
| Прямое и переносное значение слова.
| Знать какое значение слова называется прямым, переносным.
Уметь различать слова с прямым и переносным значением в условиях контекста, находить метафоры и олицетворения, определять их роль в художественном тексте.
| Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| 145
| 6
| 22.04
|
| Р.р. Описание. Как описать предмет?
| Знать строение текста-описания, различать описание художественное, деловое, научное, виды описания, особенности строения опи-сания предмета (Что? Какое?), опознавать приметы художественного стиля в описании (авторский взгляд на описываемый предмет, эмоционально-оценочные эпитеты).
Уметь составлять текст-описание.
| Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планиро-вать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.
| 146
| 7
| 25.04
|
| Омонимы.
| Знать, чем отличаются омо-нимы от многозначных слов, какую роль играют омонимы в речи.
Уметь находить их в толковом словаре, различать виды омонимов, уместно употреблять в речи.
| Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
| 147 - 148
| 8
-
9
| 26.04 27.04
|
| Синонимы.
| Знать определение синонимов, различать оттенки значений синонимов, особенности употребления по эмо-циональной окраске, стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов.
| Личностные: формирование мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования.
Регулятивные осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с синонимами.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
| 149
| 10
| 28.04
|
| Антонимы.
| Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль.
Уметь пользоваться слова-рём антонимов для выбора наиболее точного слова для выражения мысли, подби-рать антонимы к слову, на-ходить их в тексте, употреб-лять в речи.
| Личностные: формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с антонимами.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
| 150
| 11
| 29.04
|
| Антонимы.
| Знать значение терминов «антонимы» и «синонимы», их роль в речи.
Уметь использовать синонимы и антонимы в устной и письменной речи.
| Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенно-го народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в учебных материалах.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
| 151
| 12
| 03.05
|
| Слова общеупотребительные и ограниченные в употребле-нии.
| Знать различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектной лексики,
Уметь определять уместность-неуместность использования диалектизмов и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении.
| Личностные: формирование мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с лексикой.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
| 152
| 13
| 04.05
|
| Архаизмы и историзмы.
| Знать причины выхода из общего употребления слов в русском языке.
Уметь различать архаизмы и историзмы, пользоваться словарем для определения значения устаревших слов.
| Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с архаизмами и историзмами.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
| 153
| 14
| 05.05
|
| Неологизмы.
| Знать причины появления новых слов в русском языке.
Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы, определять роль неологизмов в тексте, уместно употреблять их.
| Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с неологизмами.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
| 154
| 15
| 06.05
|
| Исконно русские
и заимствован-
ные слова.
| Знать отличительные признаки исконно русских и заимствованных слов.
Уметь узнавать происхождение слов по «внешним» приметам, опре-делять способы заимствования, оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов, пользоваться словарями иностранных слов.
| Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
| 155
| 16
| 10.05
|
| Р.р. Описание. Как описать животное?
| Уметь описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе.
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
| 156
-157
| 17 18
| 11.05 12.05
|
| Р.р. Сжатое изложение.
| Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст, пользоваться сжатием текста при помощи перевода прямой речи в косвенную приёмы сжатия текста.
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| 158
-
159
| 19 20
| 13.05 16.05
|
| Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
| Знать понятие фразеологизмы.
Уметь определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов.
| Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебных материалах.
Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
| 160
| 21
| 17.05
|
| Обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология».
| Знать значение термина «фразеологизм», особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи.
Уметь использовать фразеологические обороты в речи.
| Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.
Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебных материалах.
Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
| 161
| 22
| 18.05
|
| Обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология».
| Знать словарный состав языка.
Уметь использовать на практике приобретённые знания.
| Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с лексикой.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений..
| 162
| 23
| 19.05
|
| Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте.
| Знать понятия «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова».
Уметь видеть лексические средства связи в тексте.
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| 163
| 24
| 20.05
|
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».
| Уметь: создавать текст за-данного стиля, редактировать текст.
| Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: умеет высказывать и обосновывать свою точку зрения.
| 164
| 25
| 23.05
|
| Р.р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».
|
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: ориентируется на разнообразие способов решения учебных задач; структурирует знания. Коммуникативные: строит моноло-гические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| 165
| 26
| 24.05
|
| Годовая контрольная работа (диктант)
| Уметь использовать на практике приобретённые знания.
| Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов.
Коммуникативные управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
| ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)
| 166
| 1
| 25.05
|
| Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор.
| Знать порядок фонетического разбора слова.
Уметь выполнять фонетиче-ский разбор слова
| Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
| 167
| 2
| 26.05
|
| Итоговая диагностическая контрольная работа (тест).
| Уметь организовать на практике индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон учения.
| Личностные: формирование мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности..
Познавательные объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе практической деятельности. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
| 168
| 3
| 27.05
|
| Работа над ошибками. Подведение итогов.
| Уметь делать анализ допущенных в работе ошибок.
| Личностные: формирование навыков самоконтроля, взаимокоррекции и самокоррекции.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
| 169
-
170
| 4
-
5
| 30.05 31.05
|
| Словообра-зование и орфография, состав слова.
| Знать состав слова, способы словообразования.
Уметь производить морфем-ный и словообразовательный разборы слов.
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
| 171
-
172
| 6
-
7
|
|
| Орфограммы в корнях слов.
| Знать основные типы орфо-грамм корня, изученные в 5 классе, порядок действий при решении орфографических задач.
Уметь обосновывать свой выбор решения задачи.
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.
Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
| 173
| 8
|
|
| Орфограммы в приставках. Раздели-тельный ъ знак.
| Знать основные типы орфо-грамм в приставках, изученные в 5 классе, порядок действий при решении орфографических задач.
Уметь обосновывать свой выбор решения задачи.
| 174
| 9
|
|
| Р.р. Типы речи. Рассуждение.
| Знать значение термина «рассуждение».
Уметь строить высказывание в форме рассуждения.
| Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу.
Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
| 175
| 10
|
|
| Повторение изученного
по синтаксису и пунктуации.
| Знать термины пунктограмма, грамматическая основа.
Уметь характеризовать предложения по цели высказывания и эмо-циональной окраске, пунктуационно верно оформлять текст
| Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.
Познавательные: осознает познавательную цель; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практических задач.
Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
|
Внеаудиторные занятия по русскому языку за 2015-2016 учебный год.
Номер урока
| класс
| дата
| Название занятия
| 171
|
|
| По теме «Орфограммы в корнях слов» проводится интеллектуальная игра « Самый умный».
| 172
|
|
| По теме «Орфограммы в корнях слов» проводится игра «Путешествие в историю русского языка».
| 173
| 5б
|
| По теме «Орфограммы в приставках. Разделительный ъ знак» проводится интеллектуальная игра «Самое сильное звено».
| 174
| 5б
|
| По теме « Типы речи. Рассуждение» проводится интеллектуальная игра
«Говорун шоу».
| 175
| 5б
|
| По теме «Повторение изученного по синтаксису и пунктуации» проводится устный журнал «Роль пунктуации в современном русском языке».
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК обучающихся
Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.
Русский язык: Теория. 5-9 кл./Бабайцева В.В.; Чеснокова Л.Д. - М.: Дрофа, 2013.
Русский язык: Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2015.
УМК учителя
Агеева И.Д. Веселые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 кл.) - М.: ТЦ Сфера, 2004
Бабайцева В. В. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой«Русский язык. Теория. 5-9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева,Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М.: Дрофа, 2010.
Бабайцева В. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб, пособие к учебнику В. В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. - М.: Дрофа, 2010.
Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В.Диктанты с грамматическими заданиями. - М.: ИКЦ «Март», 2004
Елина Е.П. Учусь правильно произносить слова. — М.: Дрофа, 2002
Купалова А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. - М.: Дрофа, 2015.
Никитина Е. И. Уроки развития речи : к учебному пособию «Русская речь. 5-7 кл.» : 5 класс/Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2015.
Правила русской орфографии и пунктуации. - М: Издательство РИОР, 2004
Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2010
Русский язык. 5-11 классы: диктанты/сост. Попова Г.П.. – Волгоград: Учитель, 2011
Рабочие программы. Русский язык. 5 - 9 кл.: учебно-методическое пособие / сост. Т.Н.Трунцева. М., «ВАКО»,2013
Русский язык. 5 кл. Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой. - Волгоград: Учитель, 2014
14. Учебно-методический журнал «Русский язык в школе».
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
программа «Домашний репетитор»;
орфотренажер «Грамотей»;
Ассоциативный орфографический словарь «Практикум по русскому языку».
15.Учебное оборудование :компьютерная техника и интерактивное оборудование.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
https://9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
https://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
https://gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
https://gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
https://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
https://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
https://ug.ru/ -«Учительская газета»
https://school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
https://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
https://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет
https://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
https://1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
https://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
https://mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы https://mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру https://navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык https://rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) https://yamal.org/ook/
Русский филологический портал https://philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи https://sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка https://sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) https://vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий https://rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка https://megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги https://sertolovo.narod.ru/1.htm
Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников https://iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") https://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка https://ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей https://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля https://slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка https://slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языка https://slovar.boom.ru/
Репетитор https://repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? https://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы https://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Говорим по-русски! https://echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Словесник https://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо https://character.webzone.ru
Редактор.ru https://redactor.ru/
Ономастикон. Русские фамилии https://express.irk.ru/1000/fam/index.htm
Словесник https://slovesnik.ru
Тесты по русскому языку https://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников https://ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи https://likbez.h1.ru/
Русское слово https://rusword.com.ua
Проверь себя! https://cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации https://anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации https://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание художественного аудиотекста в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение как жанры научного стиля; выступление как жанр публицистического стиля; заявление как жанр официально-делового стиля; рассказ, беседа как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
|
|