Главная страница

Андреевой Альмиры Даниловны рабочая программа



НазваниеАндреевой Альмиры Даниловны рабочая программа
страница9/10
Дата16.04.2016
Размер1.98 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Внеаудиторные занятия по русскому языку за 2015-2016 учебный год.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования слова, синтаксических конструкций, текста.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

141

2

18.04




Р.р. Наш помощник – толковый словарь.

Знать назначение, структуру, содержание словарной статьи толкового словаря.

Уметь работать с толковым словарём для определения и уточ¬нения лексического значения слова, его стилистической принадлежности.


Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные: понимать и интег­рировать информацию в имеющийся за­пас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учё­том решаемых задач.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопро­сы других, формулировать собствен­ные мысли.

142

3

19.04




Однознач­ные и много­значные слова.

Знать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, как строится в словаре статья, дающая информацию о многозначности слова.

Уметь выбирать значение многозначного слова, соот-ветствующее речевой ситуа-ции, употреблять слова с учётом их лексического зна-чения.

Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма при консультативной помощи учителя.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

143-

144

4
5

20.04
21.04





Прямое и переносное значение слова.

Знать какое значение слова называется прямым, переносным.

Уметь различать слова с прямым и переносным значением в условиях контекста, находить метафоры и олицетворения, определять их роль в художественном тексте.

Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

145

6

22.04




Р.р. Описание. Как описать предмет?

Знать строение текста-описания, различать описание художественное, деловое, научное, виды описания, особенности строения опи-сания предмета (Что? Какое?), опознавать приметы художественного стиля в описании (авторский взгляд на описываемый предмет, эмоционально-оценочные эпитеты).

Уметь составлять текст-описание.

Личностные: осознание себя как гра­жданина, представителя определенно­го народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планиро-вать (в со­трудничестве с учителем и одноклас­сниками или самостоятельно) необхо­димые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познава­тельную задачу; читать и слушать, из­влекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материа­лах учебников.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопро­сы других, формулировать собствен­ные мысли.

146

7

25.04




Омонимы.

Знать, чем отличаются омо-нимы от многозначных слов, какую роль играют омонимы в речи.

Уметь находить их в толковом словаре, различать виды омонимов, уместно употреблять в речи.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов.

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

147 - 148

8

-

9

26.04
27.04




Синонимы.

Знать определение синонимов, различать оттенки значений синонимов, особенности употребления по эмо-циональной окраске, стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов.

Личностные: формирование мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования.

Регулятивные осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с синонимами.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

149

10

28.04




Антонимы.

Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль.

Уметь пользоваться слова-рём антонимов для выбора наиболее точного слова для выражения мысли, подби-рать антонимы к слову, на-ходить их в тексте, употреб-лять в речи.

Личностные: формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с антонимами.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

150

11

29.04




Антонимы.

Знать значение терминов «антонимы» и «синонимы», их роль в речи.

Уметь использовать синонимы и антонимы в устной и письменной речи.

Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенно-го народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в учебных материалах.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

151

12

03.05




Слова общеупотребительные и ограниченные в употребле-нии.

Знать различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектной лексики,

Уметь определять уместность-неуместность использования диалектизмов и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении.


Личностные: формирование мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с лексикой.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

152

13

04.05




Архаизмы и историзмы.


Знать причины выхода из общего употребления слов в русском языке.

Уметь различать архаизмы и историзмы, пользоваться словарем для определения значения устаревших слов.

Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с архаизмами и историзмами.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

153

14

05.05




Неологизмы.



Знать причины появления новых слов в русском языке.

Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы, определять роль неологизмов в тексте, уместно употреблять их.

Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с неологизмами.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

154

15

06.05




Исконно русские

и заимствован-

ные слова.

Знать отличительные признаки исконно русских и заимствованных слов.

Уметь узнавать происхождение слов по «внешним» приметам, опре-делять способы заимствования, оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов, пользоваться словарями иностранных слов.

Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенно­го народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

155

16

10.05




Р.р. Описание. Как описать животное?

Уметь описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе.

Личностные: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимает и сохраня­ет учебную задачу; действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу.

Коммуникативные: осуществляет со­вместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

156

-157

17
18

11.05
12.05




Р.р. Сжатое изложение.

Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст, пользоваться сжатием текста при помощи перевода прямой речи в косвенную приёмы сжатия текста.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

158

-

159

19
20

13.05
16.05




Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

Знать понятие фразеологизмы.

Уметь определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов.

Личностные: осознание себя как гражданина, представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебных материалах.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

160

21

17.05




Обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология».

Знать значение термина «фразеологизм», особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи.

Уметь использовать фразеологические обороты в речи.

Личностные: осознание себя как гра­жданина, представителя определенно­го народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные: планирует (в сотруд­ничестве с учителем и одноклассника­ми или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познава­тельную задачу; читает и слушает, из­влекая нужную информацию, само­стоятельно находит ее в учебных мате­риалах.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопро­сы других, формулировать собствен­ные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

161

22

18.05




Обобщение изученного по разделу «Лексикология и фразеология».

Знать словарный состав языка.

Уметь использовать на практике приобретённые знания.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности, познавательного интереса.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с лексикой.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений..

162

23

19.05




Р.р. Лексические средства связи предложений в тексте.

Знать понятия «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова».

Уметь видеть лексические средства связи в тексте.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

163

24

20.05




Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

Уметь: создавать текст за-данного стиля, редактировать текст.

Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их пре­одолению, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникаю­щие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: осуществляет для ре­шения учебных задач операции анали­за, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: умеет высказы­вать и обосновывать свою точку зрения.

164

25

23.05




Р.р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».




Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: ориентируется на разнообразие способов решения учебных задач; структурирует знания. Коммуникативные: строит моноло-гические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

165

26

24.05




Годовая контрольная работа (диктант)

Уметь использовать на практике приобретённые знания.

Личностные: формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слов.

Коммуникативные управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)

166


1


25.05




Фонетика, графика, орфография.
Фонетический разбор.

Знать порядок фонетического разбора слова.

Уметь выполнять фонетиче-ский разбор слова


Личностные: положительное отноше­ние к учению, познавательной деятель­ности, желание приобретать новые зна­ния, умения, совершенствовать имею­щиеся.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит не­обходимые коррективы.

Познавательные: понимает информа­цию, представленную в изобразитель­ной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопро­сы других, высказывать и обосновы­вать свою точку зрения.

167

2

26.05




Итоговая диагностическая контрольная работа (тест).

Уметь организовать на практике индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон учения.

Личностные: формирование мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности..

Познавательные объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе практической деятельности. Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

168

3

27.05




Работа над ошибками. Подведение итогов.

Уметь делать анализ допущенных в работе ошибок.

Личностные: формирование навыков самоконтроля, взаимокоррекции и самокоррекции.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

169

-

170

4

-

5

30.05
31.05




Словообра-зование и орфография, состав слова.

Знать состав слова, способы словообразования.

Уметь производить морфем-ный и словообразовательный разборы слов.

Личностные: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит не­обходимые коррективы.

Познавательные: понимает информа­цию, представленную в изобразитель­ной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопро­сы других, высказывать и обосновы­вать свою точку зрения.

171

-

172

6

-

7







Орфограммы в корнях слов.

Знать основные типы орфо-грамм корня, изученные в 5 классе, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор решения задачи.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

173

8







Орфограммы в приставках. Раздели-тельный ъ знак.

Знать основные типы орфо-грамм в приставках, изученные в 5 классе, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор решения задачи.

174

9







Р.р. Типы речи. Рассуждение.

Знать значение термина «рассуждение».

Уметь строить высказывание в форме рассуждения.

Личностные: желание осваивать но­вые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимает и сохраня­ет учебную задачу; действует по плану.

Познавательные: осознает познава­тельную задачу.

Коммуникативные: осуществляет со­вместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

175

10







Повторение изученного

по синтаксису и пунктуации.

Знать термины пунктограмма, грамматическая основа.

Уметь характеризовать предложения по цели высказывания и эмо-циональной окраске, пунктуационно верно оформлять текст

Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: контролирует процесс и результаты деятельности, вносит необходимые коррективы.

Познавательные: осознает познавательную цель; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практических задач.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Номер урока

класс

дата

Название занятия

171







По теме «Орфограммы в корнях слов» проводится интеллектуальная игра « Самый умный».

172







По теме «Орфограммы в корнях слов» проводится игра «Путешествие в историю русского языка».

173






По теме «Орфограммы в приставках. Разделительный ъ знак» проводится интеллектуальная игра «Самое сильное звено».

174






По теме « Типы речи. Рассуждение» проводится интеллектуальная игра

«Говорун шоу».

175






По теме «Повторение изученного по синтаксису и пунктуации» проводится устный журнал «Роль пунктуации в современном русском языке».


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК обучающихся


  1. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

  2. Русский язык: Теория. 5-9 кл./Бабайцева В.В.; Чеснокова Л.Д. - М.: Дрофа, 2013.

  3. Русский язык: Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2015.


УМК учителя


  1. Агеева И.Д. Веселые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 кл.) - М.: ТЦ Сфера, 2004

  2. Бабайцева В. В. Русский язык. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой«Русский язык. Теория. 5-9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева,Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М.: Дрофа, 2010.

  3. Бабайцева В. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб, пособие к учебнику В. В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. - М.: Дрофа, 2010.

  4. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В.Диктанты с грамматическими заданиями. - М.: ИКЦ «Март», 2004

  5. Елина Е.П. Учусь правильно произносить слова. — М.: Дрофа, 2002

  6. Купалова А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. - М.: Дрофа, 2015.

  7. Никитина Е. И. Уроки развития речи : к учебному пособию «Русская речь. 5-7 кл.» : 5 класс/Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2015.

  8. Правила русской орфографии и пунктуации. - М: Издательство РИОР, 2004

  9. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2010

  10. Русский язык. 5-11 классы: диктанты/сост. Попова Г.П.. – Волгоград: Учитель, 2011

  11. Рабочие программы. Русский язык. 5 - 9 кл.: учебно-методическое пособие / сост. Т.Н.Трунцева. М., «ВАКО»,2013

  12. Русский язык. 5 кл. Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой. - Волгоград: Учитель, 2014

14. Учебно-методический журнал «Русский язык в школе».

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

  • репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

  • репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);

  • программа «Домашний репетитор»;

  • орфотренажер «Грамотей»;

  • Ассоциативный орфографический словарь «Практикум по русскому языку».

15.Учебное оборудование :компьютерная техника и интерактивное оборудование.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

https://9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

https://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

https://gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

https://gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

https://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

https://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

https://ug.ru/ -«Учительская газета»

https://school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

https://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

https://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

https://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

https://1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

https://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

https://mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы https://mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру https://navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык https://rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) https://yamal.org/ook/

Русский филологический портал https://philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи https://sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка https://sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) https://vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий https://rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка https://megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги https://sertolovo.narod.ru/1.htm

Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников https://iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") https://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка https://ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей https://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля https://slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка https://slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языка https://slovar.boom.ru/

Репетитор https://repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? https://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы https://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM

Говорим по-русски! https://echo.msk.ru/headings/speakrus.html

Словесник https://slovesnik-oka.narod.ru/

Русское письмо https://character.webzone.ru

Редактор.ru https://redactor.ru/

Ономастикон. Русские фамилии https://express.irk.ru/1000/fam/index.htm

Словесник https://slovesnik.ru

Тесты по русскому языку https://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников https://ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи https://likbez.h1.ru/

Русское слово https://rusword.com.ua

Проверь себя! https://cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации https://anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации https://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание художественного аудиотекста в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять тезисы выступления, конспекты.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение как жанры научного стиля; выступление как жанр публицистического стиля; заявление как жанр официально-делового стиля; рассказ, беседа как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10