|
Протокол № от 2014 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3
имени Л. Г. Венедиктовой города Маркса Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________ Левина Е.И.
Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР
_____________
Матвеева Е.В.
«____»____________2014 г.
| «Утверждено» Директор школы _______________ Горбунова Н.В.
Приказ № ___ от
«____»____________2014 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Абросимовой
Галины Евгеньевны
первая квалификационная категория
по математике
в 5 б,в – 6 б,в классах
(ФГОС)
2014 - 2016 учебный год
г. Маркс Пояснительная записка
Рабочая программа по математики для 5 - 6 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее - Стандарт) и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников; требованиям Примерной образовательной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, авторской программы по алгебре И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича и др. для 5 – 11 классов общеобразовательных школ, требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Математика 5 – 6 класс И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (М.: Мнемозина). «Мнемозина» https://mnemozina.ru/ . Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5бв - 6бв общеобразовательных классов муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 3 имени Л. Г. Венедиктовой.
Программа является логическим продолжением курса математики начальной школы, включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5 — 6 классов, собственно алгебраический и геометрический материал, а также элементы вероятностно - статистической линии.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально – трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Предмет математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Срок реализации 2014-2015 год 5 класс, 2015 - 2016 год 6 класс НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897
Примерная программа по учебным предметам «Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 3 имени Л. Г. Венедиктовой.2014год
Авторской программе по алгебре И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича и др. для 5 – 11 классов общеобразовательных школ (М.2013)
Федеральный перечень учебников. 2014год
Основная образовательная программа ООО МОУ – СОШ № 3 имени Л. Г. Венедиктовой.
Целиобучения математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, играющей особую роль в общественном развитии.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно – познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно – ориентационной и профессионально – трудового выбора.
В частности, в 5 классе учащиеся
должны знать:
– понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
– правила выполнения действий с заданными числами;
– свойства арифметических действий;
– понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
– определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
должны уметь:
– выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
– применять свойства арифметических действий при решении примеров;
– решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
– решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
– находить процент от числа и число по его проценту.
В частности, в 6 классе учащиеся
должны знать:
– понятия обыкновенной дроби и отрицательного числа;
– правила выполнения действий с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
– определение угла и его виды;
– понятие «вероятность»;
должны уметь:
– выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
– переходить из одной формы записи в другую;
– находить значения степеней с целыми показателями;
– решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
– устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
– для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга.
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно – практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Для оценки учебных достижений обучающихся используетсяформы контроля: текущий контроль в виде проверочных работ, тестов, математических диктантов, самостоятельных работ. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
тематический контроль проводится в виде контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.
итоговый контроль в виде контрольной работы. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти.
В 5 - 6 классе проводится обязательный промежуточный экзамен по математике в новой форме.
Для оценки предметных результатов в 5 - 6классе используется 10-ти балльная шкала отметок, соотнесенная с уровнями освоения предметных знаний.
Устанавливается пять уровней достижений учащихся:
1.Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (4-5 баллов).
2.Повышенныйуровень(уровень достижений выше базового) достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов и соответствует оценке «хорошо» (6-7 баллов);
3.Высокий уровень(уровень достижений выше базового) достижения планируемых результатов отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области, оценка «отлично» (8-10 баллов).
выделяется два уровня:
4.Пониженный уровень (уровень достижений ниже базового) достижений, оценка «неудовлетворительно» (2-3 балла);
5. Низкий уровень (уровень достижений ниже базового) достижений, оценка «плохо» (1 балл).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство учащихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом учащийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа учащихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы учащихся.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения
1 – очень слабо
| - Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.
| 2 – слабо
| - Отличает объекты от аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.
| 3 – посредственно
| - Запомнил большую часть правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может. В подходе к решению задач преобладает спонтанность.
| 4 – удовлетворительно
| Демонстрирует полное воспроизведение изученных математических правил, формулировок и формул, однако затрудняется в пояснении. Умеет решать простейшие, стандартные задачи по теме, но часто допускает вычислительные ошибки.
| 5 – недостаточно хорошо
| Объясняет отдельные положения теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез, решает только те задачи, где ему известен алгоритм.
| 6 – хорошо
| Отвечает на большинство вопросов по содержанию, демонстрируя осознанность теоретических знаний, проявляет способность к самостоятельным выводам. Не задумываясь решает задачи по алгоритму, очень редко допускает вычислительные ошибки.
| 7 – очень хорошо
| Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению, хорошо видит связь теории с практикой. При решении задач в большинстве случаев использует четко осознанные действия. Вычислительные ошибки крайне редки.
| 8 – отлично
| Полностью понимает суть теории, применяет ее на практике, не особенно задумываясь. Иногда допускает ошибки, которые сам находит и исправляет. При решении задач наблюдаются четко осознанные действия.
| 9 – великолепно
| Легко выполняет задания на творческом уровне, свободно оперирует теорией в практической деятельности, не допуская вычислительных ошибок.
| 10 - прекрасно
| Творчески применяет полученные знания на практике, самостоятельно формирует новые умения на базе полученных знаний. Умеет самостоятельно формировать знания из различных источников информации (учебник, компьютер, книга).
| Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
Контроль предметных результатов предлагается при проведении математических диктантов, тестирования, практических работ, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида, контрольных работ.
Система условных обозначений
Тип урока
| Форма контроля
| Наглядные пособия и технические средства, использование ИКТ, ЦОР
| УОМН – Уроки общеметодологи ческой направленности
| МД – математический диктант
| ИД - интерактивная доска
| УОНЗ - Уроки «открытия - нового знания
| СР – самостоятельная работа
| ЭУП - электронное учебное пособие
| УР - Уроки рефлексии
| ФО – фронтальный опрос
| Т- таблица
| УРК - Уроки развивающего контроля.
| ПР – практическая работа
| ИК - индивидуальные карточки
|
| КР – контрольная работа
| Демонстрационный материал (слайды)
|
| УО – устный опрос
| Задания для устного счета
|
| РТ – рабочая тетрадь
| Слайды «Живая геометрия».
|
| ДМ – дидактические материалы
| Uztest.ru
|
| Тест
| Интернет
|
| БЛ - блиц опрос
|
| Условные обозначения уровней обучения:
Р – репродуктивный;
П – продуктивный;
ТВ – творческий;
И – исследовательский.
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена на учебный курс: Математика 5 – 6 класс учебник «Математика 5, 6» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, реализующие федеральный компонент.
Для обеспечения нового качества математического образования и повышения его эффективности в условиях реализации ФГОС ООО необходимо использовать мультимедийное сопровождение курса, электронное приложение к УМК к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича 5, 6 класс, а также полезно использовать ресурсы федеральных коллекций.
Согласно действующему в ОУ учебному плану программа ориентирована на обучение детей 11 - 13 лет и составлена с учетом их возрастных особенностей. Период полового созревания вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, влечет новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не дает им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется свое мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.
Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Главной целью образования развитие ребенка как компонентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально – трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Содержание математического образования в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся 5-6 классов.
Остановимся на некоторых разделах.
|
|
|