|
§17
| Принцип инерции. Относительность движения и покоя. Инерциальные системы отсчета. Преобразования Галилея. Закон сложения скоростей. Принцип относительности Галилея.-
Демонстрации. Относительность покоя и движения.
| -Работают с опорным конспектом;
--Наблюдают явление инерции;
--Классифицируют системы отсчета по их признакам;
--Формулируют принцип инерции, принцип относительности Галилея
| Тест. Часть 1 «Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок.
Физический диктант.
| --давать определения понятий: инерциальная система отсчета,
--определять относительную, переносную и абсолютную скорости;
--формулировать принцип инерции относительности Галилея;
-- разъяснять предсказательную и объяснительную функции классической механики;
| 9.10.
| 37/2. Первый закон Ньютона
§18
| Первый закон Ньютона — закон инерции. Экспериментальные подтверждения закона инерции.
Демонстрации. 1. Проявление инерции.
2.Обрывание верхней или нижней нитей от подвешенного тяжелого груза.
3.Вытаскивание листа бумаги из-под груза
| работают в паре;
— Наблюдают и объясняют демонстрационные эксперименты, подтверждающие закон инерции;
--делают выводы;
--работают с опорным конспектом; --приводят примеры проявления 1 закона Ньютона в жизни»
-делают выводы о границах применения 1 закона Ньютона;
| Тест. Часть 1 «Решу ЕГЭ»
Тест. Часть А1«Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок
Взаимный опрос
| --понимать смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция», «Инерциальная система отсчета»
-формулировать 1 закон Ньютона;
-приводить примеры проявления закона на практике;
—разъяснять предсказательную и объяснительную функции классической механики;
| 9.10.
| 38/3. Второй закон Ньютона.
§19
Задачи № 4,5 к
§19
| Сила — причина изменения скорости тел, мера. Взаимодействия тел. Инертность. Масса тела — мера инертности.
Принцип суперпозиции сил. Второй закон
Демонстрации. 1. Зависимость ускорения от силы и массы тела
| --Объясняют демонстрационные опыты;
--Устанавливают связь ускорения тела с действующей на него силой;
--работают с опорным конспектом;
-- приводят примеры проявления закона в жизни;
--вычисляют ускорение тела, действующую на него силу и массу тела на основе второго закона Ньютона
| Тест. Второй закон Ньютона
«Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок
Взаимный опрос
| --наблюдать и интерпретировать результаты демонстрационного опыта, подтверждающего 2 закон Ньютона;
--понимать и раскрывать смысл второго закона Ньютона;
--формулировать второй закон Ньютона;
Применять закон на практике в решении задач;
| 11.10.
| 39/4. Третий закон Ньютона.
§20
| Силы действия и противодействия. Третий закон Ньютона. Примеры действия и противодействия.
Демонстрации. Третий закон Ньютона
| --Наблюдают, анализируют и и делают выводы;
--сравнивать силы действия и противодействия;
--приводят примеры проявления закона в жизни;
--решают задачи ;
| Тест. Законы Ньютона. «Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок
Фронтальный опрос .
| --наблюдать и интерпретировать результаты демонстрационного опыта, подтверждающего 3 закон Ньютона;
--формулировать 3 закон Ньютона;
-приводить примеры проявления закона на практике;
| 11.10.
| 40/5. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения.
§21
Задачи № 3,5 к
§21
| Гравитационные и электромагнитные силы. Гравитационное притяжение. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Гравитационная постоянная
| -наблюдают демонстрируемые опыты и объясняют их;
--делают выводы о зависимости силы тяготения от масс взаимодействующих сил и расстояния между ними;
--описывают опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной;
-- объясняют принцип действия крутильных весов;
Применяют закон всемирного тяготения для решения задач;
| Тест .Закон всемирного тяготения. «Решу ЕГЭ»
| Урок изучения нового материала.
Взаимный опрос.
| --описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной;
--объяснять принцип действия крутильных весов;
--формулировать закон Всемирного тяготения;
--применять закон в решении задач
| 13.10.
| 41/6. Сила тяжести
§22 Задачи № 3,4 к §22
| Сила тяжести. Формула для расчета ускорения свободного падения
| --Используя закон всемирного тяготения, выводят формулу силы тяжести;
— Сравнивают ускорение свободного падения на планетах Солнечной системы;
--показывают зависимость ускорения свободного падения от размеров и массы планеты
| Тест .Закон всемирного тяготения, сила тяжести. «Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок.
Взаимный опрос.
| --Понимать смысл величины «сила
тяжести»;
--Давать определение силы тяжести, используя алгоритм ответа о силе.
--Применять формулу в решении задач
| 13.10.
| 42/7. Сила упругости. Вес тела
§23
Задача № 1 к
§21
| Электромагнитная природа упругости. Механическая модель кристалла. Упругость. Сила нормальной реакции опоры и сила натяжения. Закон Гука. Вес тела.
Демонстрации. 1. Наблюдение малых деформаций.
2. Упругая деформация стеклянной колбы.
3. Изменение веса тела при равнопеременном движении
| --Объясняют результаты демонстрационных опытов;
-- объясняют механизм возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;
--используя понятие веса, выводят формулы веса при равнопеременном движении;
--Сравнивают силу тяжести и вес тела;
--изображают графически силу реакции опоры, вес, силу тяжести и силу натяжения нити;
--применять закон Гука к решению задач;
| Тест. ВЕС.Сила тяжести. Сила упругости. «Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок.
Фронтальный опрос.
| --делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;
--объяснять физический смысл «жесткости»
--формулировать закон Гука;
--Давать определение веса, используя алгоритм ответа;
| 16.10.
| 43/8. Сила трения.
| Сила трения. Виды трения: покоя, скольжения, качения. Коэффициент трения. Демонстрации. 1. Трение покоя и скольжения.
2. Демонстрация явлений при замене трения покоя трением скольжения.
| — Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
— сравнивают силу трения качения и силу трения скольжения;
- делают выводы;
| Тест. Силы природы
«Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок.
Фронтальный опрос.
| -понимать смысл понятия «трение»
-объяснять причины трения;
Давать определение силы трения покоя, качения и скольжения;
--измерять силу трения скольжения;
--применять формулу для расчета силы трения на практике
| 16.10.
| §24; Задача № 4 к
§24
| 44/9. Лабораторная работа № 3
| Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения»
| -Планируют эксперимент;
— Измеряют двумя способами коэффициент трения деревянного бруска
по деревянной линейке;
--Представлять результат измерения в виде таблиц;
— наблюдают , измеряют и обобщают в процессе экспериментальной деятельности.
| Тест «Силы природы»
«Решу ЕГЭ»
| Лабораторная работа.
Отчет о работе.
| --владеть экспериментальным методом измерения коэффициента трения скольжения;
--делать выводы о зависимости коэффициента трения от силы нормального давления
| 18.10.
|
| §24; Задача № 5 к
§24
| 45/10. Применение законов Ньютона.
§25; Задачи №1,2 к §25
| Алгоритм решения задач по динамике. Использование стандартного подхода для решения ключевых задач динамики: вес тела в лифте (с обсуждением перегрузок - и невесомости), скольжение тела по горизонтальной поверхности, соскальзывание тела с наклонной плоскости.
| -Используя алгоритм решения задач по динамике, решают задачи на применение законов Ньютона, вычисление веса тел при равномерном и равноускоренном движении, а также задачи на скольжение тела по горизонтальной поверхности и наклонной плоскости.
| Применение законов Ньютона.
Тест. «Решу ЕГЭ»
| Практикум по решению задач.
Самостоятельная работа.
| --Вычислять ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел;
-- моделировать невесомость и пере-грузки;
-- систематизировать знания о
невесомости и перегрузках;
— применять знания к решению
задач.
| 18.10.
|
|
| 46/11. Лабораторная работа № 4
§25; Задачи № 2-4 к §25
| Лабораторная работа № 4 «Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
| --Планируют эксперимент;
--выполняют эксперимент. Работают с оборудованием;
--Представляют результат измерения в виде таблиц;
— наблюдают , измеряют и обобщают в процессе экспериментальной деятельности.
| Применение законов Ньютона.
Тест. «Решу ЕГЭ»
| Лабораторная работа. Отчет о работе.
| --Проверять справедливость второго
закона Ньютона для движения тела по окружности;
--оценивать погрешность косвенных измерений силы;
--наблюдать, измерять и обобщать в
процессе экспериментальной
деятельности
| 20.10.
| 47/12.Решение задач по теме «Динамика материальной точки» Подборка задач «Динамика»
«Решу ЕГЭ»
| Решения ключевых задач динамики: вес тела в лифте (с обсуждением перегрузок - и невесомости), скольжение тела по горизонтальной поверхности, соскальзывание тела с наклонной плоскости. Применение законов Ньютона.
| --выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи;
--выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;
--вносят коррективы в способ своих действий в случае расхождения эталона и реального действия;
| Разбор заданий ЕГЭ. Уровень С. Динамика.
| Практикум по решению задач.
Самостоятельная работа
| --Применять законы Ньютона в решении задач:
-выбирать ИСО;
-изображать силы;
-записывать второй закон Ньютона в векторной форме и переходить к проекционной форме;
-выходить на вес и силу давления через третий закон Ньютона;
-записывать нужные уравнения кинематики;
Решать систему уравнений относительно искомых величин;
--оценивать достигнутый результат;
| 20.10.
| 48/13.Обобщающий урок по теме «Динамика материальной точки»
Подборка задач «Динамика»
«Решу ЕГЭ»
|
| -выделяют основную и второстепенную информацию;
-выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;
--строят логические цепи рассуждений;
--устанавливают причинно-следственные связи;
--структурируют знания;
выбирают основания и критерии для сравнения, сериации классификации объектов;
--систематизируют материал в таблицу
| Тест. «Решу ЕГЭ»
| Урок повторения и обобщения пройденного материала. Комплексный зачет.
|
-планировать общие способы работы;
-обмениваться знаниями для принятия общих решений;
-осознавать качество и уровень усвоения, оценивать достигнутый результат;
| 23.10.
| 49/14. Контрольная работа № 2 Повторить §17-25
Подборка задач «Динамика»
«Решу ЕГЭ»
| Контрольная работа № 2 «Динамика материальной точки»
| --Демонстрируют умения описывать и объяснять механические явления, решать задачи на определение характеристик механического движения.
| Тест по теме «Динамика. Кинематика» «Решу ЕГЭ»
| Урок проверки знаний.
| — Применять полученные знания в
решении задач
| 23.10.
|
|
| Законы сохранения (17 ч)
|
|
|
|
| 50/1. Импульс материальной точки. §26; Задачи № 3-5 к §26
| Импульс силы — временная характеристика действия силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса тела. Более общая формулировка второго закона Ньютона
| -наблюдают и объясняют демонстрационный эксперимент;
-анализируют разбираемый материал;
- делают выводы о направлении импульса и его зависимости от массы тела и его скорости, единице измерения;
--дают общую формулировку второго закона Ньютона
| » «Решу ЕГЭ»
| Урок изучения нового материала.
Фронтальный опрос.
| — Систематизировать знания о физических величинах; импульс силы и импульс тела.
--давать общую формулировку второго закона Ньютона;
| 25.10.
| 51/2. Закон сохранения импульса.
§27; Тест «Решу ЕГЭ» по ссылке.
| Замкнутая система. Импульс системы тел. Вывод закона сохранения импульса. Реактивное движение ракеты. Многоступенчатые ракеты.
Демонстрации. 1. Закон сохранения импульса. 2. Полет ракеты
| -- анализируют разбираемый материал, работая с опорным конспектом;
--объясняют результаты опытов;
-выводят закон сохранения импульса, используя законы Ньютона;
--формулируют закон сохранения импульса
| Тест. Импульс. Закон сохранения импульса» «Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок.
Щадящий опрос.
| -- Применять модель замкнутой системы к реальным системам;
-- формулировать закон сохранения импульса;
-- объяснять принцип реактивного движения;
-- оценивать успехи России в освое-
нии космоса и создании ракетной техники
| 25.10.
| 52/3. Решение
Задач.
Задачи № 4.5 к §27
| Решение задач типа: № 3—5 к § 27
| -воспроизводят ранее изученный материал при работе в паре;
-анализируют ответ соседа по парте;
-решают задачи, используя алгоритм решения;
-сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают ошибки, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.
| Тест. Импульс. Закон сохранения и
мпульса» «Решу ЕГЭ»
| Комбинированный урок.
Щадящий опрос.
| Применять закон сохранения импульса для расчета результата взаимодействия тел:
-выбирать СО;
-выделять систему взаимодействующих тел и выяснять, какие силы для нее являются внутренними, а какие внешними;
-определять импульсы системы до взаимодействия и после взаимодействия;
-от векторной формы записи закона переходить к скалярной;
| 27.10.
| 53/4. Работа силы
|
|
|