Главная страница


Рабочая программа курса химии разработана на основе Примерной программы основного общего



НазваниеРабочая программа курса химии разработана на основе Примерной программы основного общего
страница1/5
Дата15.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа курса
  1   2   3   4   5

9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ

(разработана на основе Примерной программы основного общего

образования и государственного образовательного стандарта)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена для 9-х классов общеобразовательных школ, в частности, для 9классов МБОУ СОШ №31 г. Тамбова.

Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по химии. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов.. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ.

Основные идеи.

    • Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.

    • Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.

    • Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ.

    • Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение её для человечества.

Учебный предмет «Химия» - одна из основных базовых дисциплин в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования, неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях школы.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

По окончании 9-го класса учащиеся полностью овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом.

Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Контрольных работ - 4.

Практических работ - 5.

Весь теоретический материал курса химии рассматривалсяся на первом году обучения, что позволяет обучающимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

К основным формам контроля относятся: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые задания по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы. Учебно-методическое обеспечение включает тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль) на определение уровней усвоения учебного содержания. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий.

Система заданий готовит учащихся к промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие требованиям ЕГЭ, что даёт гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

ТД- теоия лектолитической диссоциации

ОВ- окислительно-восстановительные еакции

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Химия. 9 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская (2006 г.).Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования по истории. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов.. М.: Дрофа, 2008) и авторских программ, призвана обеспечить усвоение обучающимися знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах, теориях.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение её для человечества.

Рабочая программа предусматривает проведение практических лабораторных работ с использованием средств видео - и dvd-материалов.

Рабочая программа предполагает использование традиционной технологии обучения, а также других современных образовательных технологий: личностно-ориентированной, проблемной, разноуровневого обучения, здоровьесберегающей, развивающей, блочно-модульной. Предусмотрено применение разнообразных форм и методов обучения.

Модуль «Химия и жизнь» равномерно распределен между темами учебного курса. Такой подход к реализации программы, способствует развитию понятий и умений, осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного и уровнях обучения логикой внутрипредметных связей, а также с содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях возрастными особенностями развития учащихся.
Описание места учебного предмета

В соответствие с авторской программой на изучение курса химии на уровне основного общего образования рабочая программа в 9 классе рассчитана на 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.

Срок реализации программы – 1 год

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Интегративная цель изучения обеспечение усвоения обучающимися знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах, теориях.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

• Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.

• Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

• Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

• Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Систематический контроль над усвоением знаний обучающихся позволяет корректировать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии 9 класса.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • В рамках познавательной деятельности способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

  • Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

  • При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

  • Важную роль химическое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.

  • На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

  • Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

  • С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Требования к подготовке учащихся по химии в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов. А так же на овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Требования к химическим знаниям и практическим умениям.

После изучения курса химии учащиеся должны;

- уметь характеризовать химические элементы по положению их в периодической, свойства простых и сложных веществ на основе их состава и строения;

-перечислять признаки и условия протекания химических реакций;

-объяснять изученные закономерности – постоянства состава веществ и сохранение массы при химических реакциях;

-уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений;

-уметь объяснять строение веществ; указывать частицы, составляющие атом, молекулу; ионные соединения; объяснять процесс образования различных видов химических связей;

- уметь изображать электронные формулы атомов химических элементов 1-20, графические формулы молекулярных соединений и формулы ионных соединений;

- указывать области нахождения в природе и практическое применение изученных металлов и неметаллов;

- уметь составлять уравнения простейших химических реакций; уметь определять по составу( по химическим формулам) принадлежность веществ к изученным классам соединений;

- определять ( по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным тепам (соединения, разложения, замещения, обмена, экзо-и эндотермические реакции);

- уметь формулировать периодический закон, объяснять структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, раскрывать значение периодического закона;

- уметь характеризовать химические элементы первых трех периодов по положению их в периодической системе и строению атомов: определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов, составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений.

- уметь составлять общие уравнения диссоциации в воде оснований, кислот, солей, знать обратимый характер этого процесса;

- уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неорганических веществ и отражающие связи между классами соединений;

-раскрывать основы учения о химическом строении органических соединений, понятие изомерии, способы образования простых и кратных связей между атомами, важнейшие. Функциональные группы органических соединений;

-характеризовать изученные основные виды химических реакций между органическими веществами;

- уметь различать по формулам изомерные вещества, составлять структурные формулы органических веществ изученных классов;

- уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, раскрывать генетические связи между ними, объяснять свойства веществ на основе их строения;

- уметь решать задачи обозначенных в программе типов;

- уметь выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать органические вещества по соответствующим признакам;

-соблюдать правила техники безопасной работы в химическом кабинете.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 9 класс.

Учащиеся должны знать:

  1. Причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

  2. Строение, свойства и практическое знание метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

  3. Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

  1. Разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

  2. Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  3. Выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

По итогом усвоения обязательного минимума содержания образовательной области «Химия» выпускники основной общеобразовательной школы должны:

  1. НАЗЫВАТЬ:

    1. Химические элементы по символам. Вещества по их химическим формулам. Свойства неорганических и органических веществ.

    2. Признаки и условия осуществления химических реакций. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.

  2. ОПРЕДЕЛЯТЬ (РАСПОЗНОВАТЬ, ВЫЧЕСЛЯТЬ):

    1. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Принадлежность веществ к определенному классу.

    2. Валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях. Вид химической связи между атомами в простых веществах и типичных соединениях: а) щелочной металл- галоген; б) водород- типичные неметаллы.

    3. Типы химических реакций: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по выделению или поглощению теплоты; в) по изменению степеней окисления химических элементов; г) по признаку обратимости и необратимости химических реакций.

    4. Кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей. Хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы в растворах.

    5. Массовую долю химического элемента по формуле вещества; количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.

  3. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ (ОПИСЫВАТЬ):

    1. Химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению их атомов. Свойства высших оксидов элементов (№1-20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.

    2. Химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений. Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве. Способы защиты окружающей среды от загрязнения. Биологически важные соединения (углеводы, белки, жиры). Строение и общие свойства металлов. Реакции восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II) и алюминием (алюмотермия).Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением. Свойства и области применения металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент). Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода(II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина.

  4. ОБЬЯСНЯТЬ (СОСТАВЛЯТЬ):

    1. Физический смысл порядкового (атомного)номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменение свойств химических элементов в пределах: а) малых периодов; б) главных подгрупп. Сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих: а) один период; б) одну главную подгруппу периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Причины многообразия веществ: а)различие в качественном составе; б) различие в строении молекул. Отличие химических явлений от физических явлений. Сущность реакций нейтрализации. Формулы веществ различных классов неорганических соединений (по валентности или степени окисления химических элементов). Схемы строения атомов химических элементов (№1-20) с указанием числа электронов в электронных слоях. Уравнение химических реакций различных типов Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

5.СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМИ:

5.1. Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).

5.2. Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом, метаном (природным газом), бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями, в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов.

5.3. Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.

5.4. Получения и собирания кислорода, водорода, оксида углерода (IV).

5.5. Оказание помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Учебно-тематический план




п/п

Тема

Кол-во

часов

по программе

Кол-во часов по планированию



Формы

контроля

Уроки

Практич

работы

Контрол

работы







Повторение некоторых вопросов курса 8 класса.


2


1


1


Промежуточный контроль.

Тестирование

  1. 2

Окислительно-восстановительные реакции


4


4





Текущий контроль

Контрольная работа №1

  1. 3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д И Менделеева- основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений


4


4






Текущий контроль

Контрольная работа №2

  1. 4

Водород и его важнейшие соединения.


7


6





1

Промежуточный контроль.

Контрольная работа №3

  1. 5

Галогены.

5

4




1

Промежуточный контроль.


  1. 6

Скорость химических реакций и их классификация


2


2






Промежуточный контроль.

Контрольная работа №4



Подгруппа кислорода.

9

7

1

1






Подгруппа азота.

8

7

1






Подгруппа углерода.

6

5

1






Металлы и их соединения.

12

10

1

1



Органические соединения.

10

10







Итог




68

59


5

4
  1   2   3   4   5