Главная страница


Протокол № от 20 г. Утверждаю



НазваниеПротокол № от 20 г. Утверждаю
страница3/13
Дата14.04.2016
Размер2.22 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Мониторинг результативности речевого развития

Для успешности воспитания и обучения детей с ОНР необходима пра-ильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с тяжелыми нарушениями речи;

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОНР;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОНР в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус.

Для обследования я использую различные дидактические материалы и пособия: - Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный и грамматический строй. Издательство: Аркти, 1997;

- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.

- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей и логопедов. М, 1979.
Мониторинг результативности развития речи проводится в начале и конце учебного года по 10 показателям:

Оценка исследования понимания речи (3-6 лет).

3 балла – ребенок правильно выполняет задания;

2 балла – выполняет после нескольких повторений;

1 балл – с трудом понимает обращенную к нему речь;

0 баллов – задания не выполняет.

Оценка состояния фонематического восприятия (3-6 лет).

3 балла – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

2 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;
1 балл – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – не воспроизводит.

Оценка состояния артикуляционной моторики (3-6 лет).

3 балла - правильно выполняет движения.

2 балла – выполняет

1 балл – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.

0 баллов – не выполняет движений.

Оценка состояния фонематического анализа и синтеза (4-6 лет).

3 балла – правильно отвечает с первой попытки.

2 балла – правильно отвечает со второй попытки.

1 балл – правильно отвечает с третьей попытки.

0 баллов – отвечает не правильно.

Оценка сформированности звуко-слоговой структуры слова (3-6 лет).

3 балла – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления.

2 балла – замедленное послоговое воспроизведение.

1 балл – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).

0 баллов – не воспроизводит.

Оценка звукопроизношения (3-6 лет).

3 балла – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях.

2 балла – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению.

1 балл – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован.

0 баллов – в любой позиции звук отсутствует, искажается или заменяется.

Оценка грамматического строя речи и словоизменения (3-6 лет).

3 балла – дает правильный ответ.

2 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи.

1 балл – слово изменяет неверно.

0 баллов – задание не выполняет.

Оценка исследования словаря и навыков словообразования (3-6 лет).

3 балла – дает правильный ответ.

2 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи.

1 балл – форму образует неверно.

0 баллов – задание не выполняет.

Оценка состояния связной речи.

5 лет (3 уровень)

Составление рассказа по сюжетной картине.

-Оценка смысловой целостности:

3 балла – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположены в правильной последовательности.

2 балла – ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи.

1 балл – выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения.

0 баллов – отсутствие рассказа.

-Оценка лексико-грамматического оформления:

3 балла – рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм.

2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания.

1 балл – наблюдается аграмматизм, повторы и неадекватные замены.

0 баллов - рассказ не оформлен.

-Оценка самостоятельности выполнения задания:

3 балла – самостоятельный рассказ.

2 балла – рассказ после минимальной помощи (1-2 вопроса).

1 балл – рассказ по вопросам.

0 баллов - рассказ недоступен.

Пересказ сказки по серии картинок.

-Оценка смысловой целостности:

3 балла – воспроизводит все смысловые звенья.

2 балла – воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями.

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения.

0 баллов – не выполняет задания.

-Оценка лексико-грамматического оформления:

3 балла – рассказ оформлен грамматически правильно.

2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов.

1 балл – наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов.

0 баллов - рассказ не оформлен.

-Оценка самостоятельности выполнения задания:

3 балла – самостоятельно подбирает и располагает картинки.

2 балла – картинки располагает с помощью.

1 балл – раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам.

0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.

Оценка состояния общей и мелкой моторики.

Состояние общей моторики (4-6 лет)

3 балла – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.

2 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.

1 балл – неполный объем движение, нескоординированность движений, двигательное беспокойство.

0 баллов – не способен выполнить движение.

Состояние мелкой моторики (4-6 лет)

3 балла – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе.

2 балла – заторможенность и нескоординировананность движений при выполнении.

1 балл – наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений.

0 баллов – отказывается от выполнения задания.

(Пробы для мониторинга см. в Приложении 6)
Данные мониторинга в процентном выражении заносятся в таблицу:

Таблица 1

Индивидуальные показатели мониторинга результативности развития речи

Параметры


Ф.И. ребенка

Исследование состояния понимания речи

Состояние фонематического восприятия

Состояние артикуляционной моторики

Состояние навыков фонематического анализа и синтеза

Исследование звукослоговои структуры слов

Состояние звукопроизношения

Состояние грамматического строя речи и словоизменения

Исследование словаря и навыка словообразования

Состояние связной речи

Исследование состояния моторной сферы



































































Общий (средний %)

































Таблица 2

Общие показатели мониторинга результативности развития речи группы

Учебный год

Наличие позитивной динамики развития по определенным показателям (уровень успешности, средний показатель в %)

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

Грамматический строй речи

Связная речь














































Средний показатель












1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13