|
Мониторинг результативности речевого развития
Для успешности воспитания и обучения детей с ОНР необходима пра-ильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с тяжелыми нарушениями речи;
•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОНР;
•определить оптимальный педагогический маршрут;
•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОНР в дошкольном учреждении;
•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
•определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус.
Для обследования я использую различные дидактические материалы и пособия: - Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный и грамматический строй. Издательство: Аркти, 1997;
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Издательство: Детство-Пресс, 2010 г.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей и логопедов. М, 1979. Мониторинг результативности развития речи проводится в начале и конце учебного года по 10 показателям:
Оценка исследования понимания речи (3-6 лет).
3 балла – ребенок правильно выполняет задания;
2 балла – выполняет после нескольких повторений;
1 балл – с трудом понимает обращенную к нему речь;
0 баллов – задания не выполняет.
Оценка состояния фонематического восприятия (3-6 лет).
3 балла – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;
2 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 1 балл – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – не воспроизводит.
Оценка состояния артикуляционной моторики (3-6 лет).
3 балла - правильно выполняет движения.
2 балла – выполняет
1 балл – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
0 баллов – не выполняет движений.
Оценка состояния фонематического анализа и синтеза (4-6 лет).
3 балла – правильно отвечает с первой попытки.
2 балла – правильно отвечает со второй попытки.
1 балл – правильно отвечает с третьей попытки.
0 баллов – отвечает не правильно.
Оценка сформированности звуко-слоговой структуры слова (3-6 лет).
3 балла – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления.
2 балла – замедленное послоговое воспроизведение.
1 балл – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова).
0 баллов – не воспроизводит.
Оценка звукопроизношения (3-6 лет).
3 балла – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях.
2 балла – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению.
1 балл – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован.
0 баллов – в любой позиции звук отсутствует, искажается или заменяется.
Оценка грамматического строя речи и словоизменения (3-6 лет).
3 балла – дает правильный ответ.
2 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи.
1 балл – слово изменяет неверно.
0 баллов – задание не выполняет.
Оценка исследования словаря и навыков словообразования (3-6 лет).
3 балла – дает правильный ответ.
2 балла – дает правильный ответ после небольшой помощи.
1 балл – форму образует неверно.
0 баллов – задание не выполняет.
Оценка состояния связной речи.
5 лет (3 уровень)
Составление рассказа по сюжетной картине.
-Оценка смысловой целостности:
3 балла – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположены в правильной последовательности.
2 балла – ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи.
1 балл – выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения.
0 баллов – отсутствие рассказа.
-Оценка лексико-грамматического оформления:
3 балла – рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм.
2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания.
1 балл – наблюдается аграмматизм, повторы и неадекватные замены.
0 баллов - рассказ не оформлен.
-Оценка самостоятельности выполнения задания:
3 балла – самостоятельный рассказ.
2 балла – рассказ после минимальной помощи (1-2 вопроса).
1 балл – рассказ по вопросам.
0 баллов - рассказ недоступен.
Пересказ сказки по серии картинок.
-Оценка смысловой целостности:
3 балла – воспроизводит все смысловые звенья.
2 балла – воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями.
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения.
0 баллов – не выполняет задания.
-Оценка лексико-грамматического оформления:
3 балла – рассказ оформлен грамматически правильно.
2 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов.
1 балл – наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов.
0 баллов - рассказ не оформлен.
-Оценка самостоятельности выполнения задания:
3 балла – самостоятельно подбирает и располагает картинки.
2 балла – картинки располагает с помощью.
1 балл – раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам.
0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
Оценка состояния общей и мелкой моторики.
Состояние общей моторики (4-6 лет)
3 балла – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза.
2 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе.
1 балл – неполный объем движение, нескоординированность движений, двигательное беспокойство.
0 баллов – не способен выполнить движение.
Состояние мелкой моторики (4-6 лет)
3 балла – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе.
2 балла – заторможенность и нескоординировананность движений при выполнении.
1 балл – наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений.
0 баллов – отказывается от выполнения задания.
(Пробы для мониторинга см. в Приложении 6) Данные мониторинга в процентном выражении заносятся в таблицу:
Таблица 1
Индивидуальные показатели мониторинга результативности развития речи
Параметры
Ф.И. ребенка
| Исследование состояния понимания речи
| Состояние фонематического восприятия
| Состояние артикуляционной моторики
| Состояние навыков фонематического анализа и синтеза
| Исследование звукослоговои структуры слов
| Состояние звукопроизношения
| Состояние грамматического строя речи и словоизменения
| Исследование словаря и навыка словообразования
| Состояние связной речи
| Исследование состояния моторной сферы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий (средний %)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Общие показатели мониторинга результативности развития речи группы
Учебный год
| Наличие позитивной динамики развития по определенным показателям (уровень успешности, средний показатель в %)
| Фонематическое восприятие
| Звукопроизношение
| Грамматический строй речи
| Связная речь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний показатель
|
|
|
|
| |
|
|