По результатам мониторинга составляется речевой профиль на каждого ребенка:
Речевой профиль
______________ФИО ребенка_________________
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Приложения
Приложение 1
Перспективно-тематическое планирование НОД
по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
(форма организации НОД фронтальная). I период обучения
Всего: НОД - 22 (2 раза в неделю). Из них: 14 – по формированию лексико-грамматических категорий и 8 – по развитию связной речи.
Месяц, неделя, тема недели
| № зан.
| Тема
| Цели
| Игры и упражнения
| Дата проведения
| Сентябрь
1-2 недели
| Обследование
| 3.Детский сад. Профессии в детском саду.
Игрушки.
| 1.
| Развитие высших психических функций.
| Образовательные: уточнять и активизировать словарь детей по теме
Развивающие: развивать внимание, понимание речи, словесно-логическое мышление
Воспитательные: воспитывать активность, бережное отношение к игрушкам
| «Будь внимательным», «Найди нужную игрушку», «Лишний предмет», «Подбери картинку» [21;45]
| 18.09.12
|
2.
| Предметы и действия.
| Образовательные: уточнить понятие «действие», дать широкое обобщение действия, учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действие, уточнить вопросы: кто? что делает?
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам
| «Выполни команду», «Что делает?», «Летает-не летает», «Четвертый лишний», «Кто больше?», «Подбери картинку к действию» [21;47]
| 21.09.12
| 4.Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
| 1.
| Подбор признаков к предметам и объектам.
| Образовательные: закреплять представление об осени и ее признаках, уточнять и активизировать словарь по теме, учить подбирать признаки к предметам и объектам
Развивающие: развивать длительный плавный выдох, артикуляционную, тонкую и общую моторику
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе
| «Осенние листочки» (общая моторика - перешагивание), беседа по картинкам, «Найди свой листок» (наложенные картинки), «С какого дерева листок?», «Листочки» (развитие длительного плавного выдоха), «Осенью» (координация речи с движением), общая артикуляционная гимнастика, «Раскрась листок», «Прохлопай слово» [18; 11-17]
| 25.09.12
| 2.
| Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.
| Образовательные: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, активизация словаря по теме
Развивающие: развивать длительный выдох, речевой слух, память, мышление, моторику
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, навыки сотрудничества
| П/и «Листья»(координация речи с движением), «Узнай дерево» (силуэтные картинки), «Подбери листок», «Назови признак осени» (с мячом), штриховка контурных рисунков листьев, общая артикуляционная гимнастика, «Осенние капельки» (развитие длительного выдоха), «Большой-маленький» [18;26-29]
| 28.09.12
| Октябрь
1.Овощи. Огород.
| 1.
| Согласование существительных мужского и женского рода с глаголами в прошедшем времени.
| Образовательные: учить согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными мужского и женского рода, активизация словаря по теме
Развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику
Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых на огороде
| Пальчиковый бассейн с овощами, загадки об овощах, «Урожай» (подскажи словечко по демонстрируемому действию – глаголы прошедшего времени в м. и ж. роде), «Чего не стало?», д/и «Назови цвет», «Назови форму», загадки-описания, п/и «Хозяйка однажды с базара пришла» [1; 9-11], [18;36-41]
| 2.10.12
| 2.
| Составление предложений из 3-х слов. Понятия слово, предложение.
| Образовательные: учить детей составлять 3-словное предложение, учить строить фразу по опорной схеме, активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, моторику
Воспитательные: формировать навыки самостоятельности, инициативности
| «Что растет на нашей грядке?», «Кто больше», «Пантомима», «Большой-маленький», «Собираем урожай» (составление предложений по картинкам, составление схем предложений), «Волшебный карандаш» (рисование овощей на основе геометрических фигур) [1; 11], [21; 50,51]
| 5.10.12
| 2.День Республики.
| 1.
| Возвратные – невозвратные глаголы.
| Образовательные: уточнить, активизировать и расширить словарь по теме, учить использовать в речи возвратные глаголы, образовывать возвратные глаголы от невозвратных
Развивающие: развивать зрительное восприятие, мышление, моторику
Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине
| «Лишняя фигура», рассматривание картин, беседа, артикуляционная гимнастика для шипящих, составление предложений по картинкам
| 9.10.12
| 2.
| Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
| Образовательные: учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой, пересказывать текст с наглядной опорой
Развивающие: развивать связную речь, слуховую память, внимание и словесно-логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине
| «Запомни и повтори», трафареты, «Выполни команду», «Какой? Какая? Какое?», ответы на вопросы, составление рассказа [21; 79,80]
| 12.10.12
| 3.Фрукты. Сад.
| 1.
| Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.
| Образовательные: уточнить, расширять и активизировать словарь по теме, учить изменять начальную форму сущ., ставя его в вин. падеже ед.чл.
Развивающие: развивать мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику
Воспитательные: воспитывать активность, уважение к труду взрослых в саду
| «Живое-неживое», «Выполни команду», «Угадай, что на картинке» (по вопросу к картинке с закрытым фрагментом), «Рисунки художника», «4 лишний», «Прохлопай слова», артикуляционная гимнастика для шипящих, п/и «Яблоня» [21;48, 49] [18; 68]
| 16.10.12
| 2.
| Составление рассказа по следам продемонстрированных действий.
| Образовательные: учить детей отвечать на вопрос полной фразой, объединять фразы в рассказ с наглядной опорой
Развивающие: развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность
| «Выполни команду», «Узнай фрукт на вкус, по запаху», «Что где растет», загадки, загадки-описания «Угадай-ка», ответы на вопросы по демонстрируемому действию, п/и «Яблоня», «Веселые грузчики», п/г «В магазине», «Назови сок, назови варенье» [1;12] [18; 78-82]
| 19.10.12
| 4.Лес. Грибы. Ягоды
| 1.
| Согласование существительных и глаголов в числе.
| Образовательные: закреплять представления о лесе и растениях, произрастающих в лесу; активизировать словаря по теме, учить согласовывать существительные и глаголы в числе
Развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе
| «Назови сок, назови варенье», п/и «По ягоды», «4 лишний», «За грибами», артикуляционная гимнастика, «Прохлопай слова», составление предложений по картинкам, «Исправь ошибку», штриховка [1; 14,15], [18; 88-104]
| 23.10.12
| 2.
| Составление рассказа по следам продемонстрированных действий.
| Образовательные: активизировать словарь по теме, закреплять полученные знания
Развивающие: развивать связную речь, слуховое внимание, зрительное восприятие, мышление
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе
| «Съедобный-несъедобный», п/и «По ягоды», «Подскажи словечко», «С какого дерева лист?», «Узнай по описанию», ответы на вопросы по следам продемонстрированных действий, «Научи Петю» (охрана природы), «Что изменилось?» [1; 14,15] [18; 106]
| 26.10.12
| 5.Перелетные птицы осенью.
| 1.
| Согласование числительных один, одна с существительными.
| Образовательные: учить согласовывать числительные один, одна с сущ., уточнить, расширять и активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, артикуляционную, общую и тонкую моторику
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам
| «Веселый счет», «Назови, не ошибись», «Расставь картинки», «Рассели птиц», п/г «Птичек стайка», п/и «Улетает не улетает», разрезные картинки, «Незнайкины ошибки», «Кто больше?»[1; 20,21] [21; 51-53]
| 30.10.12
|
2.
| Составление описательного рассказа о перелетной птице по вопросному плану.
| Образовательные: учить составлять описательный рассказ по вопросному плану, составленному логопедом, активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать связную речь, словесно-логическое мышление
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам
| «Узнай птицу по описанию», «Улетает-не улетает», п/г «Птичек стайка», «Прохлопай слова», «Кто больше?», «Какой, какая, какое?», «Один-много» [1; 20, 21]
| 2.11.12
| Ноябрь
1.Дикие животные осенью
| 1.
| Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе.
| Образовательные: учить детей образовывать сущ. в Р.п. ед. чл., уточнить значение предлога У, уточнить. Расширять и активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление, моторику
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным
| «У кого что?», «Чего не хватает?», «Ошибки художника», «Чей голос?», «Чей хвост? Чья голова?», «Трусливый заяц» (чего испугался заяц?), п/г «Зайчик», артикуляционная гимнастика, «Нет кого?» [1; 35-37] [21; 53,54]
| 6.11.12
| 2.
| Словообразование. Образование названий детенышей животных.
| Образовательные: учить образовывать название детенышей животных, активизировать словарь
Развивающие: развивать зрительное восприятие, моторику, мышление, память
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным
| «У кого кто?», «Помоги детенышам найти маму», «Прятки», «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково», трафареты, «Угадай, кто это?», «Назови семью», «Кто где живет?» [1; 35-37]
| 9.11.12
| 2.Одежда. Обувь.
| 1.
| Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.
| Образовательные: учить детей образовывать сущ. в Тв.п. ед. чл., расширять и активизировать словарь по теме, учить ухаживать за своей одеждой, обувью
Развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику
Воспитательные: воспитывать аккуратность. бережное отношение к предметам гардероба
| «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Кто больше?», «Как ухаживать за одеждой?» (чем стирают, чем чистят, чем зашивают и т.д. ), «Приготовь пирог» (с чем?), «Пойдем в гости» (с кем?) [1; 16]
| 13.11.12
| 2.
| Пересказ рассказа «Живая шляпа» с наглядной опорой (фланелеграф).
| Образовательные:
Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, словесно-логическое мышление
Воспитательные: воспитывать аккуратность. бережное отношение к предметам гардероба
| Загадки, п/г «Если бы», «Одень куклу», «4 лишний», «Помоги Пете», «Собери носочки», артикуляционная гимнастика, «Семейка слов», «В обувном магазине» [18; 115-153]
| 16.11.12
| 3.Посуда. Продукты питания.
| 1.
| Словоизменение. Множественное число существительных в именительном падеже.
| Образовательные: продолжать учить изменять сущ. по числам, уточнить, расширять и активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, моторику
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам обихода
| «Один-много», «Волшебный мешочек», «В магазине», «Что изменилось?», «Разбитые чашки», артикуляционная гимнастика, «Какую посуду используют?», п/ «Машина каша» [18; 189-194]
| 20.11.12
| 2.
| Пересказ сказки «Три медведя» с наглядной опорой (магнитная доска).
| Образовательные: продолжать учить пересказу с наглядной опорой, активизировать словарь по теме, закреплять полученные знания
Развивающие: развивать связную речь, слуховое внимание, память, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам обихода
| п/г «Машина каша», «Не зевай», загадки, «Угадай по описанию», «Расставим картинки по порядку», «Чего не хватает?» [11; 17] [18;198]
| 23.11.12
| 4.Мебель. Части мебели.
| 1.
| Согласование числительных два, две с существительными.
| Образовательные: учить согласовывать числительные два, две с сущ. в роде, уточнить, расширять и активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, артикуляционную, общую и тонкую моторику
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода
| «Телеграф», «Доскажи словечко», «Эхо», «Измени предложение», п/г «Много мебели в квартире», артикуляционная гимнастика, дорисуй рисунок, «Чего не хватает?» [11; 8] [18; 323]
| 27.11.12
| 2.
| Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок (по Ткаченко Т.А.).
| Образовательные: учить пересказывать с опорой на серию сюжетных картинок, активизировать словарь по теме
Развивающие: развивать связную речь, слуховое внимание, память, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, бережное отношение к предметам домашнего обихода
| Загадки о мебели, «Что лишнее?», «Подскажи словечко», штриховка, «Расставь по порядку», «Пантомима», составь фигуру из спичек, «Из чего какой?» [1; 73][21; 85] [18; 339]
| 30.11.12
| |